Записки практикующего психолога
Кажется, женщина уже в сотый раз спрашивает: «Почему?», - И после каждого вопроса без ответа захлебывается слезами, переходящими в громкие рыдания.
За консультацией люди не обращаются с запросом: «Что мне делать с избытком Счастья?», - Поэтому слезы в кабинете психолога – это явление нормальное. Но слезы слезам рознь.
Сегодня это слезы горя и невосполнимой потери близкого человека, которого всего лишь надо было услышать и просто поддержать. Не случилось…
***
Год назад женщина обратилась ко мне с проблемой сложных отношений с дочерью 19 лет.
- Она какая-то другая стала. Изменилась. Замкнулась, отдалилась. Поговорите с ней.
На первой и единственной консультации мы общались с девушкой больше намеченного времени, так много всего ей хотелось рассказать.
Я предложила ей, прежде чем продолжить работу, получить консультацию психиатра, уж очень многое говорило о депрессивном состоянии.
Девушка согласилась, спросила, сможем ли мы общаться, если ей выпишут антидепрессанты? Конечно, сможем. Тандем психолога и психиатра сейчас встречается все чаще, к сожалению.
Мы договорились, что Н. мне напишет, но она исчезла. И к рекомендованному психиатру не обращалась. Я искренне надеялась, что родители нашли другого специалиста, и девушка проходит лечение. Оказалось, зря надеялась.
***
Плачущей женщиной была мать Н.. Отец, очень образованный человек, услышав о консультации и возможном лечении у психиатра, и длительной терапии у психолога, запретил общение «со всеми этими шарлатанами, которые за простую болтовню берут деньги и всем ставят диагнозы», и занялся собственным «лечением» дочери.
Вначале возил ее в путешествия (помните еще это время?), потом пытался научить ее чему-то новому: машину водить, яхту, а потом перешел на более жесткие меры, решив, что кнут, все-таки, более полезен, чем «пряник».
Мать, как положено послушной созависимой жене, не вмешивалась.
Имел право, конечно. Дочь все-таки. Единственная. Вот только депрессию такими методами не излечишь.
***
Девушка шагнула с крыши 21-этажного дома, выбрав ту сторону, где был асфальт. Чтобы наверняка. И это не было истеричным решением.
У тех, кто находится в состоянии длительной депрессии - это решение хорошо обдумывается и тихо планируется. Например, тщательно закрываются все дела, отдаются долги;
вдруг раздариваются дорогие для человека вещи; подбирается способ ухода;
тщательно выбирается одежда для последнего шага.
Девушка продумала все. Даже makeup и прическу.
И можно теперь бесконечно плакать, спрашивать: «Почему?», причитать: «Ах, надо было…», «А если бы…». Ее не вернешь, и родителям с этим жить.
***
Мы живем в удивительное время. С одной стороны, - это время всеобщей доступности даже самой закрытой информации, с другой – удивительного примитивизма мышления, особенно, когда речь заходит о психологической помощи близкому человеку.
99 процентов «увлекаются» психологией, но при этом больше заботятся о материальном благе, чем о психическом благополучии; посещают тренинги личного роста, эффективного общения, эмоционального интеллекта, марафоны исполнения желаний и еще Бог знает чего, но при этом третируют близких и остаются равнодушными к их эмоциональному и психическому состоянию.
Время абсурда и бесполезных количественных знаний.
***
После общения с этой женщиной мне вдруг вспомнилась фраза Эльчина Сафарали:
«Правильного выбора в реальности не существует, - есть только сделанный выбор и его последствия».
И именно с последствиями действия или бездействия человеку придется жить всю оставшуюся жизнь.
Психолог Ирина Кураж