Многие покупатели с удовольствием посещают известный супермаркет IKEA, не подозревая о том, что там используются мощные способы воздействия на мозг потребителя, неблагоприятно сказывающиеся на его финансах.
Немного о том, как это происходит…
Изоляция потребителя от других торговых точек
В основном супермаркеты IKEA размещаются обособленно, на значительном расстоянии от других магазинов, и, чтобы добраться до другой торговой точки, приходится сесть за руль. Так что у покупателя просто нет иного выбора, кроме как сосредоточиться на IKEA.
Поездка в IKEA – отнюдь не рядовая задача, ее приходится планировать заранее. Вы должны будете выделить отдельное время, поскольку добраться в этот супермаркет за считанные минуты, да еще и пешком, можно лишь в том случае, если вы живете поблизости в палатке. Визит в IKEA не сравнить с посещением обычных продовольственных магазинов, куда легко и просто попасть.
Чудесным образом ближайшие супермаркеты IKEA всегда оказываются где-то в отдаленности, к примеру, в пригороде. Шведскую корпорацию не волнует ваше свободное время. Изоляция от городского центра и жилых массивов является одним из принципов маркетинговой стратегии IKEA.
Это достаточно хитрый прием, позволяющий не только элементарно устранить конкуренцию. Покупателя ставят в такое положение, что он смотрит на поездку в магазин как на нерядовое событие. Проделав путь в несколько километров, вы будете готовы потратить деньги не только на запланированные покупки, но и на то, в чем особо не нуждались. Пусть это будет даже чашка дешевого кофе и фирменная выпечка или десерт – все равно некоторая часть ваших денег точно останется в IKEA.
Как избежать маркетинговых уловок в IKEA
Перспектива провести выходной день, простаивая в пробках – не лучшая идея. Если вы решаете дилемму: пойти с детьми в парк или купить в IKEA все, что планировали, то есть неплохой выход – служба заказа товаров на дом.
Вы собираете заказ на сайте службы доставки IKEA и получаете его в скорейшем времени. Выбранные товары доставят тогда, когда вам будет удобно. Вам останется лишь оплатить их при получении.
В чем секрет фирменных фрикаделек
Один из ведущих управляющих компании утверждает, что лучшими продавцами диванов являются фрикадельки. Так уж выходит, что в мебельном магазине IKEA знаменитые фрикадельки значатся среди самых востребованных товаров. Фирменные фрикадельки поглощаются клиентами магазина в огромных количествах, каждый год по всему миру их съедают около 1 миллиарда штук.
Если покупатель голоден, его мысли уже не о покупках. Поэтому расчетливые маркетологи IKEA в центральной части супермаркета разместили ресторан. Подкрепившись и отдохнув, вы снова будете в хорошем настроении и, скорее всего, продолжите покупать.
Стоимость фрикаделек – тоже продуманный прием. Огромная порция за доступные деньги создает впечатление щедрого магазина, который и другие товары предлагает совсем недорого. Раз уж приехали – почему бы не купить. И вот вы уже направляетесь к кассе с тележкой, наполненной ненужными вам вещами. Так дешевая еда в IKEA усыпляет бдительность покупателей.
Секрет нестандартных матрасов в IKEA
Понравившийся вам матрас может оказаться нестандартного размера. Решение этой проблемы поначалу кажется очень простым – всего лишь купить подходящее основание для кровати. Однако следует учесть, что стандартные простыни, которые продаются в обычных магазинах, не подойдут к матрасам из IKEA.
В итоге покупатель вновь отправится в IKEA, чтобы купить фирменное постельное белье. Еще один факт – к некоторым подушкам из IKEA стандартные наволочки также не подходят. Но вы уже знаете, где их искать.
Запомните даты для выгодных покупок
В любом супермаркете IKEA существует отдел с уцененными товарами, по-английски он будет называться «As-Is». Скидки достигают 70%, сюда выставляют товары с незначительными изъянами и витринные образцы мебели. На практике получается так, что покупатель видит в данном отделе никчемные вещи или мебель в очень плохом состоянии. Однако следует учитывать один нюанс.
Этим секретом поделился на Reddit один из сотрудников магазина. Чтобы купить действительно качественные уцененные товары, нужно посетить магазин вскоре после летней или весенней распродажи. Товары нормального качества, которые по какой-то причине не понравились или не подошли покупателям, принимаются на возврат и отправляются в отдел As-Is. Поэтому сделать покупку с существенной выгодой можно за пару дней до и после двух дат: 1 апреля и 1 августа.
Почему техника IKEA, как правило, дороже
Встраиваемая техника в IKEA по стоимости выше аналогов в других торговых сетях. Цены на эту технику явно не относятся к бюджетным, вопреки сложившемуся имиджу магазина. Дело в том, что техника – это единственная категория товаров, которые производятся на стороннем предприятии по заказу IKEA. Остальная продукция поставляется с заводов, принадлежащих самой компании. Бытовая техника от именитой шведской корпорации в некотором роде является уникальной. Соответственно, покупатели платят за эксклюзив, а не за какое-то особенное качество.
Консультанты в торговом зале не предлагают помощь в выборе
В большинстве магазинов с промышленными товарами к покупателю подойдет консультант с вопросом, может ли он чем-нибудь помочь. Но подобного не происходит в IKEA, консультантам это запрещено. Идея состоит в том, что покупатель должен сделать выбор сам. Это очередная хитрость.
Маркетологи шведской компании считают, что вмешательство работников магазина в процессе выбора может прервать полет фантазии покупателя. К примеру, покупатель, глядя на шторы, представляет, как они красиво будут смотреться на окне, а в дополнение к ним неплохо бы еще прикупить вон те подушки… Но вежливый вопрос консультанта вернет покупателя из мира фантазии в реальность, и подушки могут так и остаться в магазине. Нет, IKEA дарит всем возможность представить в мечтах, каким комфортным мог бы стать наш быт в красивой обстановке среди этих чудесных вещей, стоит лишь купить их. И ведь покупаем же.
Магазин спланирован таким образом, чтобы покупатель потратил больше
Попав в торговый зал IKEA, вы словно оказываетесь в лабиринте, откуда не так просто выйти. И это тоже специальная задумка, реализованная дизайнерами компании.
Хитросплетения лабиринтов без возможности передвигаться напрямую вынуждают покупателей вновь и вновь возвращаться на одно и то же место. После долгих хождений в такой обстановке человек с трудом ориентируется. Он забудет главную цель своего визита в супермаркет и решится сделать импульсивные покупки. Было подсчитано, что порядка 60% покупок в IKEA являются незапланированными.
Как психологически влияет на покупателя самостоятельная сборка купленной мебели
В психологии даже появился такой термин, как «эффект IKEA». Оказывается, люди очень ценят вещи, которые они собрали или сделали своими руками. Представьте, что вы сами собрали довольно недешевую мебель, каждый раз подглядывая в инструкцию, долго разбираясь, какой болт к какой детали подходит. Вы, конечно, приложили много стараний, потратили время и устали, но в следующий раз опять отправитесь именно в IKEA.
Покупатели полюбили этот магазин не только за низкие цены и универсальность дизайна. Они также любят и собственный труд, который был вложен в сборку мебели. И этим умело пользуются маркетологи.
Почему корзины для товара в торговых залах переполнены
В магазинах IKEA товары, размещенные в корзинах, заполняют их доверху, с горкой, согласно так называемому принципу «булла булла» (bulla bulla). По мнению маркетологов, это на уровне подсознания формирует у покупателя вывод: «этого много, значит, это недорого». Желание не упустить выгодную покупку заставляет вас покупать эти салфетки, кружки или игрушки, поскольку вы считаете, что они продаются по копеечным ценам. На самом деле это не так, да и вещи эти вам вряд ли нужны. Но, умело манипулируя стремлением покупателя купить дешевле и больше, магазинам IKEA удается реализовать массу товаров даже без скидок.
IKEA применяет уловки из казино
Замечали ли вы, что в магазинах IKEA отсутствуют окна? Нет там и настенных часов. В интерьере вы не увидите никаких признаков, позволяющих как-то сориентироваться во времени. Такой прием шведская компания подглядела у казино.
Убрав часы и надежно скрыв все источники естественного света, можно добиться того, чтобы люди дольше оставались в магазине и, следовательно, больше покупали. Ничто не напомнит вам о прошедшем времени и не будет отвлекать от выбора таких «нужных» вещей, которые перекочевывают в вашу тележку.
Мороженое и булки за смешную цену на выходе из магазина
Ну вот, лабиринты IKEA, наконец, пройдены, и вы ожидаете очереди в кассу. Нередко покупатели на этом этапе, опомнившись, испытывают настоящий шок. Они начинают осознавать, что товары в тележке, по отдельности стоящие копейки, вместе обойдутся совсем недешево. Разумеется, выложить ощутимую сумму за вещи, которые не очень-то и нужны – это стресс для покупателя. Но у «щедрого» магазина IKEA в арсенале есть отличный прием, позволяющий смягчить вашу горечь расставания с деньгами.
Сразу за линией касс покупателям подготовлен приятный сюрприз – недорогое мороженое и хот-доги. Вряд ли где еще вы найдете такие выгодные ценники на эти продукты. IKEA не даст покупателю покинуть магазин с плохим настроением. Чувство вины по поводу денежных средств, потраченных на ненужное барахло, улетучится, едва вы отведаете хот-дог или мороженое. Они ведь действительно стоят очень дешево.
Можно ли реально сэкономить в IKEA
Красно-желтыми ценниками отмечают самые дешевые товары в определенных категориях. К примеру, если вы увидели такой ценник на пледе – значит, он является самым недорогим в линейке пледов IKEA.
Экономию до 30 – 50% покупатель может получить по скидке на ряд товаров с картой IKEA FAMILY.
Если вы не желаете часами блуждать по лабиринтам торгового зала, то можете воспользоваться приложением IKEA Store и заранее создать план с необходимыми к покупке товарами.
Значительно сократить время хождения по залу позволят двери быстрого доступа. Они скрываются за «декорациями» жилых комнат, и работники IKEA предпочитают их не афишировать. Благодаря такой двери можно максимально быстро пройти через магазин.
Не стоит брать карандаши для записей. Это одна из психологических ловушек. Бесплатная пустяковая вещица, предоставленная магазином, вызывает расположение покупателя, раскрепощает его. В результате он будет готов купить вещи, в которых нет необходимости.
Нам будет интересно увидеть ваши комментарии по этой теме. Ставьте лайк, если вам понравилась статья. Не забывайте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить другие полезные публикации.