Найти тему

Важность игр для детей

В обыденном представлении многих людей существует некоторое предубеждение, что почти все игры для детей это не более, чем баловство и отношение к ним соответствующее. Поскольку ребёнок веселится и радуется в этот момент, то ничему хорошему в этот момент научиться не может. И вообще в обучении чему-либо должно быть тяжело иначе это не обучение, а неизвестно что вообще (встречал подобное мнение у одного довольно известного и уважаемого мной блогера, специалиста в IT). На мой взгляд, этот тезис не имеет под собой каких-то серьёзных обоснований. Конечно же, говорить, что, если обучение сложное, то оно обязательно неэффективное, тоже не стану (очевидно, это также неверно). Но хотелось бы сейчас поведать о том, почему веселье далеко не всегда коррелирует (идёт совместно) с "бестолковостью".

Да, таких игр множество =)
Да, таких игр множество =)

Игры , как несложно догадаться, бывают крайне разные по своей функциональности, подвижности, количеству игроков и т.д. Тем не менее, их объединяет как минимум несколько свойств:

  1. Наличие более или менее очерченных правил игры или их создание по ходу неё. Даже если ребёнок играет в условные "дочки-матери", то у него есть видение того, как всё должно происходить и нарушение этого видения будет вызывать такое же непонимание с его стороны, как и нарушение правил в спорте у игроков.
  2. Игра это всегда активная и произвольная деятельность. Действия в ней могут быть более явным и тесно взаимодействовать с миром (бросание мяча, салочки, показ загаданного слова жестами) или же скрытыми, с малыми и нечастыми движениями (шахматы, многие настольные игры, отгадывание загаданного слова). И в том и в другом случае человек является активным актором, но в первом варианте действия более явны внешнему наблюдателю, а во втором, менее заметны и может даже казаться, что играющий ничего не делает, но активность на самом деле сосредоточена внутри головы участника и оказаться в некотором смысле более сложной, чем внешняя. Если человек неактивен в игре, то в этом случае он уже наблюдатель.

Так вот исходя из этих двух свойств (но не ограничиваясь ими) мы можем говорить, что игра способствует развитию ребёнка. Являясь активным участником, ребёнок сам принимает те или иные решения, сталкивается с их последствиями и делает выводы, пусть даже эти последствия и выводы нам кажутся незначительными ("курочка по зёрнышку", ведь так =) ?). Правила же создают необходимость удерживать заранее обозначенную или подразумевающуюся инструкцию. Простые правила, разумеется удержать несложно, но для сложных стоит иметь развитые память, внимание, абстрактное и вербально-логическое мышление, а также понимание сложных логико-грамматических конструкций (например, "Игрок, дошедший первым до клетки колодца, берёт верхнюю карту из колоды с подарками, читает и кладёт вниз колоды рубашкой наружу"). При этом заметим, что в случае непонимания ребёнком некоторых деталей правил, но понимании общей конвы происходящего, он сможет в процессе непосредственной игры понять для себя эти нюансы и уже "задним числом" связать их с тем, как их объясняли до этого (но утверждать, что всегда так происходит тоже нельзя).

Игры существуют и у высших животных и предназначены они примерно для того же, для чего и у человека - подготовка формирующейся особи к будущим задачам и условиям взрослой жизни. Если какие-нибудь котики бегают за бантиком, это не значит, что они считают его вкусной пищей, а только потому что им интересно догонять его, брать в захват лапами и бить, напрыгивать на него и даже "разделывать" зубами. Всё это пригодится им в будущем, а сейчас они могут отработать какие-то элементы охоты и драки в безопасных условиях. Также происходит и у детей. При игре в больницу или школу дети присматриваются к ролям врача и учителя. Понимают на сколько им интересна подобная деятельность в самых её основах. Нравится ли лечить условных пациентов в своём воображаемом кабинете или нравится ли учить чему-то учеников. Безусловно, в такой игре куча условностей, но ребёнок обязан прожить себя в подобной деятельности для понимания в дальнейшем уже более сложных видов деятельности, как должен научиться сперва орудовать игрушечным совочком, прежде чем взять настоящую лопату.

Помимо всего описанного игры позволяют развивать произвольность внимания и памяти, речь, мышление, целеполагание и др. Я часто использую различные настольные игры в работе с детьми или иногда придумываю свои. В "настолках" часто уже есть некоторое повествование или классное оформление, которые привлекают ребёнка сами по себе и способны удержать его некоторое время только на интересе к ним. Также я иногда использую игры на телефоне. Не любая электронная игра способна должным образом преподнести ребёнку знания и умения или развить нужную функцию, но таких вполне достаточно, если поискать. Безусловно, с ними нужна дисциплина и крайне желательно присутствие взрослого на начальных этапах игры.

Пример весёлой и полезной игры
Пример весёлой и полезной игры

Надеюсь, что мне удалось показать, а вам стали чуточку виднее необходимость и важность игры для полноценного психического развития ребёнка и его потенциальной успешности в дальнейшей жизни. Если кому-то интересны игры, которые я использую в практике, то напишите в комментариях о какого типа и направленности игр вам хочется узнать и в следующих постах я постараюсь их описать и показать.

Если статья понравилась, то буду благодарен за лайк и подписку =)