Найти в Дзене
К-22

Как искать тех, кто пропал без вести в Великую Отечественную войну (архивное)

Оглавление

Нашел в своем архиве статью 2010 года на вечнозеленую тему поиска пропавших людей. А конкретно — о том, каким образом организовать поиски сведений о тех своих родственниках, которые в годы Великой Отечественной войны остались пропавшими без вести. Насколько статья актуальна сейчас - не могу судить. Может быть, читатели в комментариях подскажут?

Зачастую люди, которые интересуются судьбой своих родственников, братьев, отцов и дедов просто не знают, как начинать поиск, с чего его начинать и куда обращаться.

Сотрудник исторического отдела Бийского краеведческого музея имени В. Бианки Константин Ярославцев дает несколько практических советов тем, кто решил самостоятельно заняться исследованием судьбы своего солдата.

Никогда не теряйте надежды

Я сам искал своих четырех прадедов десять лет, довольно плотно занимался этим. И то получалось двояко. У одного вообще ничего не смог установить. У другого — только номер команды, что также ничего не дает для дальнейших поисков.

А от двух других прадедов отыскал сведения. Правда, не сразу.

Один числился пропавшим без вести в феврале 1944 года. Я писал в разные архивы — уж насколько имею опыт работы с ними, их структурными подразделениями — 16 лет вращаюсь в этой сфере, и то мало чего смог нарыть. Успех принес почти самый последний, безнадежный вариант — написал в комиссию по наградам при Президенте России. Без всякой казенщины, простыми словами: «обращается к вам правнук пропавшего без вести на фронтах Великой Отечественной войны солдата. Меня футболят со всех архивов, говорят, что нет никаких сведений о нем. Но неужели он за два года ничем не был награжден, не сохранилось об этом никаких сведений?»

С 1943 года началось повальное награждение медалями и орденами советских солдат и офицеров. А мой прадед к тому времени уже воевал второй год, вряд ли его обошли наградой. На этом и строился мой расчет. Ответ пришел на удивление быстро. И причем, не от комиссии по наградам, а от Центрального Архива Министерства Обороны, куда я ранее неоднократно обращался и они ведь могли тогда проверить по базе награжденных, но почему-то не стали этого делать. Быстро — это через месяц, хотя ранее приходилось ждать ответов и по полгода и год. Я сначала удивился даже, решив, что пришел ответ на какой-то уже мною забытый запрос. Там было сказано: «ваш запрос переадресован из комиссии по наградам при Президенте России. Указанный вами красноармеец награжден медалью «За Отвагу», медаль вручена, служил в таком-то подразделении. Далее проверили документы этого подразделения, и выяснилось место и обстоятельство гибели искомого.

Погиб в бою в июле 1944 года, с точным указанием места захоронения. А ведь числился пропавшим без вести в феврале 1944 — ровно шестьдесят лет (ответ пришел летом 2004 года). Когда уже умерла его жена, моя прабабушка, так и не узнав о нем ничего. Я послал этот ответ на запрос в военкомат, откуда он призывался, там его занесли в списки погибших.

Вот так порою написанное письмо без особой надежды на успех может дать ценнейшие сведения.

Пропавший без вести — это не окончательный приговор

Вообще у нас пропавших без вести в годы войны 3,5 миллионов солдат и офицеров. Хотя многие историки говорят, что это число очень занижено. Поскольку столько насчитывалось пропавших без вести среди тех, кого успели посчитать на 1947 год.

По идее, когда человек погибал или пропадал без вести, сведения о нем направлялись в Главное управление учета кадров РККА. Зачастую данная работа не проводилась. Либо из-за халатного отношения офицеров, которые должны были это делать в частях, либо, как тоже нередко бывало _ в виду полной гибели части вместе с военной канцелярией. Поэтому, когда люди начали обращаться после войны и во время войны с розыском своих родных, пропавших без вести, данные по пропавшим сразу поступали в управление по учету кадров. У меня был случай, когда и в 1956 году ставили на учет, как пропавшего без вести.

Иногда при проверке данных на того или иного солдата, мне приходил ответ, что он вообще в списках потерь РККА не значился — ни погибшим, ни пропавшим без вести. То есть, явно родственники не обращались. Когда я в военкомате смотрел учетные карточки в графе «семейное положение» зачастую стояло «одинокий». Пропал — и никому нет дела.

Как искать родные кости?

Хочу подсказать алгоритм действий людям, которые хотят узнать побольше информации про своего родственника, солдата Великой Отечественной войны, пропавшего или погибшего или умершего от ран, сгинувшего в плену. В первую очередь нужно обратиться в военный комиссариат по месту его призыва. Если он призывался из Бийска — то соответственно в военкомат Бийска и Бийского района. Если он призывался с другого района, то в районный комиссариат. Писать письмо в свободной форме.
Или обратиться в военкомат по месту жительства, и они переадресуют запрос в военкомат другого субъекта Российской Федерации.

Среди тех, кто желает найти сведения, зачастую — довольно пожилые люди. У которых уже нет сил самостоятельно заняться поиском и нет ни внука, ни здорового родственника, способного помочь. В этом случае вы можете обратиться в исторический отдел Бийского краеведческого музея. Мы тогда займемся поиском человека от своего имени. В наших силах наладить контакт с отдельными поисковиками, поисковыми отрядами, музеями в других регионах.

Пожилой человек, дедушка или бабушка, может писать вообще в свободном стиле, особо не заморачиваясь с формой изложения. Главное, чтобы письмо было информативно и понятно.
К примеру, в тексте можно сказать следующее: «Провожу поиск человека. Прошу вас помочь установить, призывался ли такой то (указать исходные данные — ФИО, год рождения) военнослужащий с вашего района». Если работники военкомата не спустя рукава относятся к своим обязанностям (и такое случается), у них уже выработана определенная схема работы. Они поднимают документы по искомому человеку, пробивают по картотеке. Если он призывался с района, на него будет учетная карточка обязательно. Если похоронка пришла на райвоенкомат, похоронное извещение, оригинал, будет подшит обязательно.

Итак, гражданину приходит ответ от военкомата, что искомый солдат призывался в такую-то часть. Если только это прислали, то надо им обязательно указать, что должны быть оригиналы похоронных извещений, чтобы они прислали ксерокопию этого похоронного извещения. Там имеется очень существенная зацепка. У большинства граждан, если сохранилось на руках похоронное извещение _ это копия, выписанная собесом. А собес как выписывал копии? Брали оригинал похоронки и списывали с нее самое главное, на основании чего назначать людям пенсию, например или льготы. Зачастую много пунктов из оригинала похоронки они пропускали. А там, между прочим, обязательно, либо в тексте, либо на штампе были данные о части, в которой служил погибший. В тексте обычно в конце, после слов к примеру «Ваш сын пал смертью храбрых…». Шел пункт — «Основание». Основание могло быть, к примеру, таким: «Донесение командира 586 стрелкового полка от 17 августа 1941 года». Вот она — зацепка! Если нет донесения, может просто печать стоять войсковой части.

Рамки поиска сужаются

Затем просто смотрим, где во время гибели военнослужащего находилась часть, в которой он служил. Допустим, указанный военнослужащий служил в 586 полку и погиб в августе 1941 года. Прослеживаем по документам боевой путь части на этот момент. Находим — полк воевал под Ельней. Уже сузились рамки места поиска.

Далее, когда поисковик собрал местные документы, справки с военкомата можно делать следующий шаг. Писать в два главных военных архива. Центральный Архив Министерства Обороны, где имеются все документы по подсчету потерь. И в Центральный военно-медицинский музей в Санкт-Петербурге. При этом музее есть отдел, где хранится документация военно-медицинских учреждений, начиная от госпиталей и заканчивая санитарными ротами. Если у искомого было ранение, даже легкое — он может быть зафиксирован.

В музее есть картотека, оттуда придет справка, что рядовой такого полка был ранен в такое то время. Зачастую человек числился пропавшим без вести, хотя был просто раненым. Подобрали, например, санитары соседнего подразделения, и в своей части его потеряли. А он выздоровел и попал в другую часть. Или умер от ран в госпитале.

Когда пишете в ЦАМО, указывайте все, что известно, что нашли.

И лучше запрос продублировать: написать от своего имени и одновременно обратиться в военкомат, чтобы от имени военкомата тоже был оформлен соответствующий запрос — у них для этого имеется своя анкета. Зачастую так советуют поступать в самом военкомате.

Адрес ЦА МО РФ: 142100, Московская обл., г. Подольск, ул. Кирова, 74.
Военно-медицинский музей МО РФ: Архив военно-медицинских документов — 191180, г. Санкт-Петербург, Д-180, пер. Лазаретный, 2.

Сгинувших в плену искать труднее

Многие пропавшие без вести — это умершие в плену. Процентов семьдесят из военнопленных не учтены немцами. Поэтому здесь уже будет проблемно искать следы бойца в числе военнопленных.
К примеру, если в 1941 году немцы брали в плен в районе Вязьмы, основным пересыльным лагерем был Смоленский. Пока туда доставят пленных, уже какая-то часть умерла. Их там не ставили на пофамильный учет.

Пока пленные перемрут на непосильных работах, пока их отправят в Минск и сколько еще там сгинет, либо попросту попадут под массовый расстрел — были и такие случаи. А затем уже уцелевших оформляли и отсылали за рубеж. Но к этому моменту доживали не все.

Если архив вам установил номер войсковой, части, но никак не отозвался, пишите повторно. Сохранилась ли канцелярия этой части. Второй вариант — писать по месту, примерно определенному и установленному где действовала эта дивизия или полк. Писать на имя военного комиссариата области. Он разошлет по районам запросы.

К примеру, пропал без вести в районе Курской Дуги. Пишем на имя областного военкома, нет ли в списках погибших и захороненных, помогите, последняя надежда на вас! На местах поисковики могут находить все новых и новых солдат. Так что база их постоянно обновляется. Если пока не нашли сейчас, они, хотя бы могут зафиксировать имя искомого. В некоторых областях даже есть специальная база, куда вносятся пропавшие в этих местах без вести бойцы, которых могут найти поисковики.

В любом случае, если шевелиться, если пытаться, пробовать и еще раз пробовать — шансов на успех гораздо больше, нежели когда сидишь, сложа руки.

Алексей Тырышкин, 2010 г.