Найти тему

Самая страшная авиакатастрофа в истории гражданской авиации, и это не башни близнецы.

27 марта 1977 года это дата которую нельзя забывать, в этот день произошла крупнейшая катастрофа в истории гражданской авиации, унесшая жизни 583 человек.

Все происходило на острове Тенерифе, крупнейшем среди Канарских островов принадлежащих Испании. В тот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов Гран-Канария в Лас-Пальмасе был совершён теракт. Террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали бомбу в зале ожидания аэропорта.Из-за угрозы повторения теракта, пришлось временно остановить работу аэропорта. Единственным аэропортом, подходящим для приёма крупных широкофюзеляжных самолётов, был аэропорт Лос-Родеос на острове Тенерифе.

-2

После почти четырёхчасового ожидания аэропорт Лас-Пальмас начал принимать рейсы, и оба самолета начали подготовку ко взлету. Выполняя указания диспетчеров, Boeing KLM проследовал в конец основной взлётной полосы, развернулся на 180° и стал ожидать разрешения на взлет.

Командир Boeing Pan American почти сразу же получил указания рулить вслед за Boeing KLM. Ему было приказано свернуть на рулёжную дорожку C3, после чего двигаться по главной рулёжной дорожке к началу ВПП.

Однако, достигнув дорожки C3, экипаж рейса 1736 отметил, что, для того чтобы свернуть на неё, им нужно повернуть на 135°, что практически невозможно для Boeing 747 на столь узкой полосе. По этой причине экипаж решил, что диспетчер приказал им свернуть на дорожку C4, которая находилась дальше по ВПП и требовала поворота лишь на 45°, хотя диспетчер ясно приказал сойти на C3.

-3

В это время видимость упала до 100 метров, и пилотам Boeing Pan American было сложно определить рулёжную дорожку. Огни, отмечающие границы и оси взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали.

Вся эта неразбериха привела к тому, что оба борта оказались на одной полосе. В 17.05.53 KLM 4805 получил инструкцию на подготовку ко взлету. Однако из-за сильного испанского акцента диспетчера она была воспринята как разрешение на взлет.

Сразу после этого диспетчер добавил: «Будьте готовы к взлёту, я вас вызову». В этот же момент экипаж «Боинга» Pan American сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа KLM для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине Boeing KLM.

В то время как Boeing KLM начал взлёт, у бортинженера возникли сомнения в правильности этого решения. Однако командир, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт. Через 14 секунд самолёты столкнулись в 632 метрах от здания аэропорта.

-4

Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся на борту Boeing KLM, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Boeing Pan American, погибли 326 пассажиров и 9 бортпроводников. Носовая часть самолёта осталась целой, что позволило спастись 61 человеку, среди которых были второй пилот и бортинженер.

Более 70 специалистов из Испании, Нидерландов и США, включая представителей обеих авиакомпаний, занимались расследованием этой катастрофы. Факты указывали на ошибочную интерпретацию команд диспетчера, которые вызвали неправильные решения экипажа Boeing KLM.

-5

После этой катастрофы Международная организация гражданской авиации (ИКАО/ICAO) выработала единый для всех международных аэропортов стандарт фраз. В частности, сейчас от экипажей требуется вместо кратких ответов: «ОК» или «Roger» («Вас понял») повторять ключевые пункты поступившего приказа.

Стоит отметить, что теракт 11 сентября 2001 года унес 1692 жизни, но был классифицирован, как массовое убийство и не является авиакатастрофой.

Информация частично взята с сайта: https://eadaily.com

Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на канал.

Вам также может понравиться:

Как немцы бомбили бомбардировщики