Найти в Дзене
Шаповалова

Почему нельзя серьезно относиться к серьезным вещам. История болезни моего брата

В феврале 2020 года моему младшему брату исполнилось 13 лет. Он учился в 7 классе, играл в майнкрафт и клеил какую-то игру с помощью картона и клеевого пистолета. Он играл в большой теннис, часто ходил на тренировки. Был обычным подростком.

Он тогда и так был жилистым парнем, но через полгода заметно похудел. Стал пить много воды и быстро уставать. Он отказался ходить на теннис, потому что тренер был им недоволен, а брат не любит, когда им недовольны. Я помню, как приезжала к семье на выходные, у него тогда было плохое настроение, и я купила ему несколько штук его любимых пирожных. Это была "Картошка". И хоть я не понимаю прикола какао, смешанного с печеньем, сгущенкой и маслом, брат тогда улыбнулся.

Сладкое поднимает ему настроение, и так было всегда. Порой и я, сама того не замечая, могу съесть с чаем конфету или две, иногда покупаю себе горький шоколад.

Таким образом мы поднимаем в своем организме уровень выработки серотонина - "гармона радости". С этим надо быть аккуратнее, так как организм не дурак и у него вырабатывается толерантность к определенной еде/препаратам/веществам. Именно поэтому альпен голд с клубникой, который долгое время нам сильно нравился, в какой-то момент становится просто дополнительной ложкой сахара и нагрузкой на печень и поджелудочную.

Мой младший брат, тот, которому 13 лет, вполне по-детски любил сладкое и не задумывался, сколько он там чего схомячил между обедом и ужином.

Фото с просторов Интернета. Пирожное "Картошка".
Фото с просторов Интернета. Пирожное "Картошка".

Вчера моя мама получила извещение о том, что документы на инвалидность готовы. Теперь она может покупать некоторые лекарства для брата, используя материнский капитал. Это здорово, потому что либра для постоянного измерения сахара в крови стоит 4500 рублей, а менять ее надо каждые 10 дней. Если ее не покупать, то, значит, надо постоянно колоть пальцы, потому что сахар по-другому не измерить. Я пробовала так делать, это не столько больно, сколько неприятно - есть такая ручка, ты подносишь ее к подушечке пальца (лучше ближе к ногтю, там кожа нежнее), и вылетает иголка. Появляется капелька крови, но этого недостаточно, надо давить на палец какое-то время, чтобы капля стала большая, иначе сканнер не считает показатели. И так надо делать несколько раз в день, потому что сахар у диабетиков меняется часто и резко, большими скачками, особенно, если за ним плохо следить. А делать это первое время, особенно, когда тебе 13, немного тяжеловато, согласитесь.

Да, забыла сказать: с момента 13-го дня рождения моего брата прошло полгода. В ночь с 27 на 28 августа он попал в детское отделение местной больницы. После первой капельницы уровень сахара в его крови был 32,5.

Брат никогда не болел ничем серьезным, поэтому не понимал, что происходит. Ему не давали есть и постоянно "промывали" кровь. Он опух, осунулся. Он действительно считал, что умирает.

Прошел месяц, затем другой. Ему купили весы. Теперь я знаю, что в одном банане с кожурой в среднем 200 грамм, а без кожуры - 100. В куске черного хлеба - 50 грамм, в ложке меда - 1 хлебная единица. За один прием пищи можно съесть только 6 хлебных единиц. Приемов должно быть минимум 3, но есть еще перекусы и их тоже надо считать. Посчитал, подкололся инсулином, можешь есть. И так теперь всегда.

Если один банан в среднем весит 100 гр, то его значение будет равно 1,75 ХЕ. Полноценный прием пищи должен включать в себя 6 ХЕ (хлебных единиц). Хлебная единица - условная единица, обозначающее кол-во углеводов в пище. Именно от количества углеводов зависит количество выработанного (или нет) поджелудочной железой инсулина. У здоровых людей инсулин вырабатывается, у диабетиков - нет. Жиры и белки в контексте сахарного диабета 1-го типа имеют второстепенное значение.
Если один банан в среднем весит 100 гр, то его значение будет равно 1,75 ХЕ. Полноценный прием пищи должен включать в себя 6 ХЕ (хлебных единиц). Хлебная единица - условная единица, обозначающее кол-во углеводов в пище. Именно от количества углеводов зависит количество выработанного (или нет) поджелудочной железой инсулина. У здоровых людей инсулин вырабатывается, у диабетиков - нет. Жиры и белки в контексте сахарного диабета 1-го типа имеют второстепенное значение.

Но я не собираюсь тут лить слезы и давить на жалость - посмотрите, какой несчастный ребенок! Ну, не повезло, да. Может, на историю болезни повлияла та злосчастная "Картошка" (будьте прокляты сгущенка с печеньем!), но я почему-то сильно в этом сомневаюсь. Диабет 1-го типа берется непонятно откуда и иногда, в редких случаях, так же непонятно куда исчезает. А еще эта болезнь так часто последнее время проявляется у детей, что ее еще называют "юношеским диабетом".

Поговорить хочется не о тяготах жизни диабетика (хотя, если вам будет интересно, я расскажу), а о простой человеческой реакции на новость - "в нашу семью пришла беда".

А название-то читали? Серьезно относится к серьезным вещам... У меня вот не получилось. Первая мысль , которая пришла мне в голову, когда я услышала про то, что у брата диабет: "Ну зато в армию не придется идти..." Ему открыты все дороги. Буквально - вы видели, как много парковочных мест для инвалидов? А скидки на транспорт?

Ладно, тема-то и правда серьезная. Родители до сих пор пребывают в шоке. "Это мы не уследили! Мы недоглядели!" и тд и тп. В их защиту хочу сказать, что углядеть за бета-клетками поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин достаточно нелегко. Вы бы и за своими углядеть не смогли, не говоря уже о чужих.

Я же на происходящее смотрю с точки зрения старшей сестры, а это немного другое отношение к ситуации, нежели у родителей. Более отстраненное, что ли. И в силу своего характера в том числе, я просто не могу себе позволить горевать в привычном смысле этого слова. С диабетом надо как-то жить, а не играть на каждом следующем шаге трагедию об утраченном детстве.

Реакция бабушек... Вообще стоит ли ее описывать? "У нас же никто не болел в семье! Такого не может быть!". Потом: "Я в журнале читала, что это может быть возрастное, что это пройдет...". Да-да. Пройдет. А еще может быть частичная или полная потеря зрения, ампутация нижних конечностей, инсульт. Эректильная дисфункция, в конце концов.

*зло машут руками, не желая слушать дальше*

Наверное, им не понравилось слово "эректильная". С бабушками отношения у меня натянутые.

Сам брат, спустя время, принял болезнь как данность. Поначалу, конечно, уходил в отказ - неправильно считал дозировки инсулина и количество съеденного. У нас в семье так уж принято, что в 13 лет ты уже взрослый малый и, если можешь сам подтереться, то и все остальное тоже сможешь. Поэтому за ним никто не бегает и не взвешивает ему еду. Весы, кстати, он попросил сам. Но к этому надо было прийти. А в самом начале он не понимал, что происходит и бесился. Жить как раньше нельзя, значит надо как-то по-другому... А не хочется. Хочется пирожок с вишней из Макдональдса. И пирожное "Картошка". Но этого нельзя. Точнее можно, но с понятными последствиями.

Брат сердился на всех и на себя в том числе, но, когда понял, что ничего исправить нельзя, смирился. Теперь вот считает эти свои хлебные единицы. Берет в школу шприцы с инсулином. Начал сам над собой подшучивать, а на какие-то мои колкие шутки отвечает так же колко и безжалостно.

"Будешь обижать инвалида, я вколю тебе столько инсулина, что ты откинешься". Ну и правильно. А какая еще защита от суровой и грустной реальности у нас есть? На мой взгляд, только юмор. Самоирония. И инсулин.