ЧС-ИНФО публикует открытое письмо родительских организаций к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову. Активисты требуют ввести финансовую компенсацию за семейное образование детей.
Губернатору Новосибирской области Травникову А.А.
Стратегия развития образования Российской Федерации ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Кроме того, важным является расширение возможностей образовательного выбора для учащихся, повышение автономии учебных заведений и оптимизация бюджетных расходов. Реализация этих задач предполагает активный переход на нормативное подушевое финансирование.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», с 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование.
Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником. Это означает, что образовательная организации получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей.
При этом финансирование обучения детей, находящихся на семейном образовании, несмотря на законодательно предусмотренную возможность фактически отсутствует в Новосибирской области.
Таким образом, дети на семейном образовании осваивают общеобразовательные программы, о чем отчитываются аттестациями, и в этом отношении не отличаются от школьников-очников и заочников, но не имеют общих с ними прав на получение финансирования образования. Отсутствие финансовой поддержки семейного образования является несправедливым и дискриминационным (согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования).
Из разъяснений Письма Министерства образования и науки РФ № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.: «Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки».
Необходимо учитывать тот факт, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Семья, обучающая ребенка дома, как и образовательная организация, несет финансовые затраты на обучение ребенка не в меньшей степени, чем государственные, муниципальные и частные школы, и содействует выполнению государственных задач в области обеспечения качественного образования подрастающих граждан.
Ранее компенсации на образование детей на семейном обучении выплачивались на федеральном уровне согласно Статье 40 Закона РФ «Об образовании», которая утратила силу в 2004 г. в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки на региональном уровне.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», а «реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения».
Таким образом, положения Федерального закона определяют равные для всех права и возможности получения дошкольного и всех видов общего образования, что предполагает не только физическую, но и экономическую доступность. Основой обеспечения государственных гарантий получения гражданами качественного образования является его финансовое обеспечение. В этом плане семейное обучение осталось не защищенным, форма семейного образования законодательно закреплена, а все затраты, связанные с этим, целиком несут семьи.
Являясь полноправными гражданами страны, обучая детей, выплачивая налоги, родители, выбравшие семейную форму образования, также имеют полное право на то, чтобы государство вносило вклад в образование не только детей-школьников, но и детей, обучающихся в форме семейного образования.
Учитывая вышеизложенное просим Вас в целях защиты нарушенных прав детей, продекларированных Конституцией РФ, Законом об образовании, Письмом Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г., Конвенциями ООН, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, содействовать организации обязательных выплат денежных компенсаций за обучение детей в форме семейного образования соразмерно нормативному подушевому финансированию общеобразовательных организаций.
Письмо подписали Общественная организация поддержки семей с детьми «Вектор» и Всероссийская организация родителей детей-инвалидов ВОРДИ. Другие инициативные родители планируют направить отдельные письма от своего имени. Обращения будут отправлены в различные структуры, в частности, в Министерство образования Новосибирской области, уполномоченному по правам ребенка в регионе, а также на федеральный уровень.
Интересно, что с начала этого учебного года родители детей-инвалидов в Челябинске будут получать единую выплату в счет затрат на самостоятельное обучение — 22 тысячи рублей. Такое решение летом принял губернатор региона.
Читайте также:
«Если хотите, чтобы мы сами учили детей, платите нам» Многодетная семья из Бердска: «Семейное обучение нас объединило» «Семейное образование – это способ заработать»? Процедуру возмещения трат на семейное обучение хотят усовершенствовать Представитель РВС: Дистанционное обучение в сегодняшнем виде – ухудшенная версия семейного образования Регулировать это законодательно: чем обременили «семейников»?