Одна из величайших статуй Древней Греции и ее загадки.
В прошлый раз мы пытались интерполировать, как выглядела знаменитая работа Праксителя с женской фигурой, теперь давайте поговорим о мужской. Опять вольно перевожу с сайта Лувра:
Проект «Охота на Праксителя» включает выявление наиболее достоверно задокументированных типов статуй, описанных в текстах источников или изображенных на монетах и скопированных более поздними поколениями.
Аполлон Савроктон (т.е. "убивающий ящерицу") -- если не считать "Афродиту Книдскую", то это самая известная статуя, приписываемая Праксителю. Она так хорошо известна нам благодаря многочисленным литературным описаниям, нумизматическим источникам, а также примерно 20 римским копиям из мрамора и бронзы.
Характерный сюжет позволяет с уверенностью идентифицировать эту иконографию и с большой надежностью приписать авторство данной статуи Праксителю, хотя первоначальное значение, функция и локация первоначальной статуи остаются неизвестными.
Опознание основывается на Плинии, который пишет, что Пракситель выполнил ряд прекрасных работ из бронзы, в частности, юного Аполлона, который со стрелой в руке готовится поразить поднимающуюся к нему ящерицу.
Итак, "Аполлон Савроктон", в дошедших до нас повторах -- это группа, состоящая из обнаженного юноши и дерева, на которое залезла ящерица. Аполлон опирается на правую ногу, его туловище слегка наклонено вниз, а левая рука поднята. Ею он касается дерева, а движение правой руки, в которой стрела, принуждает его слегка повернуться к ящерице. Прическа весьма сложная.
Скульптура является предметом серьезных дискуссий экспертов: должен ли этот Аполлон быть подростком (как писал Плиний) или ребенком (как писал римский поэт Марциал)?
Существующие копии делятся на 2 основных типа. В одном фигура приближена к стволу (Ватикан), в другом -- отстоит от него (Лувр). Изображения статуи на монетах вроде бы подтверждают, что луврский вариант ближе к оригиналу. Тем не менее, считается, что ватиканский вариант технически менее развит, чем луврский (композиция которого потребовала более сложных технических навыков, чтобы обеспечить равновесие скульптуры). По этой причине ватиканская версия может быть более похожа на древнейший оригинал.
Если же рассматривать дошедшие копии Савроктона совокупно, возникает впечатление, что копиисты постепенно соединили этот тип статуи с "Эросом" Праксителя, а также что ящерицу изображали как и где попало, без устоявшегося канона.
Исторические обстоятельства, связанные с созданием оригинала, еще боле туманны. Для кого она была сделана и где находилась? Нумизматические источники говорят нам мало: на монетах из Аполлонии в Мизии Аполлон изображен без ящерицы; как истребитель ящериц он встречается на монетах из Никополя, но проблема в том, что город основан полтысячелетия спустя после создания скульптуры, при императоре Траяне. Иконографический тип Аполлона в образе «Убийцы ящеров» не имеет литературного источника (до дракона Пифона этой ящерке расти очень долго), но это не препятствует многочисленным причудливым интерпретациям.
Пракситель и другие мастера его эпохи часто изображали богов в качестве юных, амбивалентных в плане сексуальности фигур. Савроктона можно рассматривать как мужской пандан экспериментам Праксителя в области женской фигуры (известным нам по Афродите Книдской). Если рассматривать панораму творчества скульптора более широко, то Аполлона следует располагать между "Обливающимся сатиром" (ок. 370 г. до н.э.), выполненным по канону Поликлета, и более гибкой наклонной фигурой "Олимпийского Гермеса" (ок. 340 г. до н.э.).
Некоторые комментаторы отвергали атрибуцию статуи Праксителя, предложив версию, что это пастиш греческой работы, сделанной для римского покупателя в I веке до н.э. неким Пасителем (Pasiteles).
Однако нет ничего невозможного в том, чтобы в IV веке до н.э. создали подобный вариант композиции. По вотивным рельефам того времени нам известно, что греческие скульпторы исследовали подобные варианты включения деревьев в композицию. Сильный акцент на фронтальной точке зрения, резко очерченные контуры и "замкнутая" самодостаточная композиция произведения - все это подтверждает правдоподобие атрибуцию Праксителю.
А в американском Кливлендском музее есть бронзовый вариант статуи, они настаивают на том, что это собственноручный подлинник Праксителя.
Эта статуя очень красивая, но дерево и другие части утрачены. Рука и змея сохранились отдельно.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.