Интернет-мошенничество развивается семимильными шагами. Каждый хоть раз получал звонки, якобы из банка с сообщением о подозрительных операциях по карте, которой нет или по карте, на которой нет денег. Мошенники не остановились на этом. Новая схема предусматривает оформление кредита на человека с помощью онлайн-банкинга. Затем поступают звонки "от сотрудников банка", бесконечные переключения "от специалиста к специалисту", увеличение суммы кредита и прочие методы запугивания. Не выдержав такого давления и пожелав избавится от нежеланных денег и обязательств обладатель кредита бежит снимать деньги со своего счета и переводить их на счет мошенников. Отделения полиции переполнены подобного рода заявлениями.
Когда такое происходит с другими людьми нам кажется, что я уже все знаю и со мной такого точно не произойдет. Но на практике в ловушки мошенников попадают далеко не самые глупые люди и предсказать как ты себя поведешь в подобной ситуации невозможно. Поэтому, чем большей информацией ты обладаешь, тем меньше шансов быть обманутым.
Такие мошеннические операции вызывают кучу вопросов. От куда у мошенников появляются на столько обширные и достоверные данные об операциях и документах граждан? Находятся ли мошенники в сговоре с сотрудниками банков? Как не поверить? Как не платить кредит за другого человека? На эти вопросы могут ответить только компетентные органы, а пока они молчат попытаемся защитить себя сами.
Как не попасть на удочку мошенников?
-Для оплаты товаров в интернете хорошо бы завести банковскую карту, на которую вы будете класть деньги только в том случае, если есть необходимость оплаты и ровно в той сумме, которая необходима. На эту карту не будут поступать зарплата, платежи за ваши услуги, переводы родственников и прочее. К этой карте не будет подключено минимальное количество электронных бонусов (желательно без овердрафта и возможности бесконтактной оплаты).
Таким образом, даже если данные этой карты попадут мошенникам при их звонке вы будете уверены, что с этой карты невозможно ничего списать.
-При поступлении звонков "от банка" не сообщать никаких кодов из смс. Если вы чувствуете напор со стороны собеседника повесьте трубку и при первой возможности обратитесь в ближайшее отделение банка. Такой совет сейчас слышен ото всюду, но не упомянуть его невозможно.
-Ни при каких убеждениях в телефонной трубке не снимайте деньги, поступившие на вашу карту без вашего ведом. Поступление на счет денег и ваше снятие их свидетельствует о том, что вы согласились с кредитом. В таком случае у банка будут все основания считать кредитный договор правомерным и заключенным с вашего согласия и по вашей инициативе.
-Минимально использовать онлайн приложения банков. Конечно в современных реалиях это достаточно сложно. Интернет-торговля, упрощенная процедура оплаты штрафов, налогов, платежей за ЖКХ все это является огромным бонусом таких приложений. Да и мошенники даже при отсутствии такого приложения могут внушить необходимость его установки и указания там персональных данных.
Соглашусь, что перечисленные действия не удобны в большинстве ситуаций, но защита своих денег гораздо важнее. Да и последствия мошеннических действий подтверждают утверждение, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
Что делать если кредит уже оформлен и вы сняли деньги с карты и перевели мошенникам?
-Обратится в банк. В банке просить предоставить оригиналы или заверенные банком копии всех документов составленных при заключении кредитного договора: анкета, кредитный договор, выписка по счету, договор страхования и прочее.
-Обратится к мобильному оператору и получить распечатку звонов, поступивших на ваш номер в день аферы.
-Обратится в отделение полиции с заявлением о привлечении к ответственности мошенников. К заявлению прикладываем документы, полученные в банке и у мобильного оператора.
-После этого необходимо провести работу с банком. В случае, если был заключен договор страхования, то необходимо просить о его расторжении. В банк направить просьбу провести внутреннее расследованию по факту оформления кредита без вашего участия и просьбой расторгнуть кредитный договор. Основанием для расторжения договора указать неправомерное оформление кредита при наличии отсутствии надлежащего волеизъявления заемщика.
Перечисленные действия требуют максимальной оперативности.
Дальнейшие действия будут зависеть от действий банка и правоохранительных органов.