Найти тему
Олег Чекрыгин

Разборка, ев. Ин, глава 12

Оглавление

Глава 12. Иисус никуда не уходил из дома Лазаря

«1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса»

Иисус, целенаправленно шедший на Пасху в Иерусалим, конечно же, никуда не уходил «страха ради иудейского», но оставался в доме Лазаря с учениками, где «там приготовили Ему вечерю», устроили торжественный праздник в честь воскресения умершего, «и Лазарь был одним из возлежавших с ним». Уместно предположить, что это и была та самая Тайная вечеря, за которой Иисус совершил первое Таинство Причащения, и его объяснения Своей «Плоти и Крови» как Хлеба, сходящего с Небес, упомянутое в гл.7, было здесь, в кругу уверовавших, а не среди враждебных ему иудеев в чужом городе «посреди храма», в который Его, безвестного в то время галилеянина, просто не пустили бы. В пользу этого говорят многие соображения.

Во-первых, упомянут Иуда, окончательно взбесившийся при виде «траты миро». Забегая вперед, отмечу, что у Маркиона и у списавших у него синоптиках сказано именно об этом происшествии:

«Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,И он говорил с начальниками, как предать Его им. Они обрадовались и согласились дать ему денег;и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» - видимо, это произошло как раз на Тайной Вечере в доме Лазаря перед Причастием. Думаю, что последовательность событий была примерно следующей:
Перед Вечерей «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу,
явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. (Ин.13,1-5) - (и всем присутствующим на вечере). После этого (с 6 по 21 стих) Иисус говорит им проповедь о сделанном им, и «21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». После этого Мария умывает ноги Ему МИРОМ и отирает волосами. И вот тут взбешенный Иуда уходит в Иерусалим к священникам договориться о предательстве. Уходит – не причастившись. Начинается вечеря, которая завершается Причащением всех присутсвтующих».

Во-вторых, глава 13 начинается сразу с вечери, там (в отличие от синоптиков) не указывается что это за вечеря, по какому поводу и где она происходит. Зато указывается, что с нее ушел Иуда после куска поданного Иисусом. Далее Иисус с учениками после длинной проповеди Иисуса уходят с места вечери, которое так и не обозначено, но предполагается (согласно синоптикам), что это сионская горница в Иерусалиме, где Иисус празднует иудейскую пасху с учениками. И после этого они идут в Гефсиманский сад за потоком Кедрон, за стенами Иерусалима, куда Иуда приводит стражу. Тогда вопрос: зачем Иисус ушел из нанятой на пасху горницы, где они могли бы спокойно переночевать, в сад, чтобы спать на голой земле в холоде погоды ранней весны? И откуда Иуда мог знать, что пойдут туда, а не останутся? По логике, Иуда должен был привести стражу в сионскую горницу, а не переться с ней за город наобум. И еще. Вспомним-ка, почему первосвященники, предав Иисуса Пилату, не вошли в преторию? «Чтобы не оскверниться, но есть пасху». То есть, сообщение с иноверцами, язычниками, даже сам вход в дом, где они находились, являлось для иудеев ритуальным осквернением. Так кто бы из иерусалимлян, иудеев, в самый канун праздника, в день праздничной трапезы, пустил бы в свой дом иноверцев с тем, чтобы они там ужинали и спали? Это просто невозможно – и потому, как мы знаем, Иисус во время пребывания в Иерусалиме, несмотря на свою известность и славу вынужден был ночевать всякий раз за городскими стенами в саду – в городе им места не было даже в гостинице.

Так что версию иудейской пасхальной трапезы в сионской горнице приходится отмести по причинам вполне объективным, и признать, что в вечер четверга Иисус был взят в Гефсиманском саду, где по обыкновению устроился с учениками своими на ночь – и именно туда Иуда, отлучившийся в город «чтобы купить что-нибудь», привел стражу – а все, относящееся к Тайной Вечере, происходило на вечери в доме Лазаря, после которой Иисус пошел в Иерусалим на Страсти свои.

Ради объективности отметим, что пишет о разбираемых нами событиях в своей «Толковой Библии», такой выдающийся исследователь Священного Писания, как профессор Лопухин:

«Если вечерю в Вифании, вместе с Иоанном, относить ко времени перед торжественным входом Христа в Иерусалим, то у нас совсем не имеется сведений о том, как и где проведена была Спасителем Среда на страстной неделе (а также понедельник, вторник и четверг – прим. мое). Решая эти вопросы, мы вообще не выступаем из области одних только предположений.Евангелисты не указывают здесь хронологических дат; а там, где подобные указания встречаются, они настолько запутаны и неопределенны, что до настоящего времени ни одному ученому не удалось выйти из построенного здесь лабиринта, хотя на это и потрачен был огромный труд, выразившийся в огромной литературе на всех европейских языках. Когда именно Иуда отправился к первосвященникам, решить с точностью невозможно. Все евангелисты намекают, что это было после вечери в Вифании».

То есть, никто так и не сумел выйти за пределы «одних только предположений» - в таком случае наше предположение ну ничем не хуже всех прочих, и имеет такое же право на существование как и все горы предыдущих.

«12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» - мгновенно разнеслась весть о воскрешении Лазаря четверодневного и народ, приветствовал Иисуса как великого пророка, чудотворца и Царя Иудейского, то есть своего ожидаемого Машиаха, Мессию. Слава как пена морская, вздымается до небес на гребне волны и также быстро спадает – и потому никакого промедления и промежутка между воскрешением Лазаря и входом в Иерусалим во славе не было, и быть не могло. А дальше могло быть что угодно, и Иисус во Славе Своей, при поддержке народа, мог творить что хотел. В частности, войти в храм не как инородец, но как Царь, гнать оттуда продающих, проповедовать – Ему ни в чем не было отказа даже если то, что Он проповедовал, не лезло ни в какие ворота иудейской веры. Он был звездой и все Ему было дозволено – до поры. Поэтому и исцеления, и чудотворения, описанные до этого в навязчивых бессчетных посещениях Иерусалима «на праздники» - все это сосредоточилось и происходило на одной лишь Страстной седмице, и больше никогда.

«14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» - из этого эпизода как нельзя более явно торчат ослиные уши редакторской иудаизирующей правки. Что значит «нашел»? Украл чужого осла? Поэтому у синоптиков прибавлены оправдания: мол, сами хозяева осла отдали его Иисусу потому что Он их попросил – а то как-то неудобненько получается.

«17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» - если был проповедником иудаизма, то отчего такая враждебная реакция? Наоборот, встречали бы как жданного Машиаха – почему нет? Другая вера в ДРУГОГО Бога пропведовалась Им открыто – вот почему.

Далее, с 20 по 50 – последняя проповедь Иисуса иудеям, в которой Он в основном повторяет все то же, уже сказанное в предыдущих главах, и продолжает уговаривать иудеев чтобы они поверили Ему – тщетно. Все это весьма схематичное описание, воображаемый монолог, который особенно контрастно выглядел бы на фоне описанных ранее событиий, которых здесь как бы нет – и тогда непонятно, что же Он делал в Иерусалиме, прославленный Царем, целых дней пять или шесть?

Отметим некоторые речения

«25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой»

«35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света»

37-41 – натужное притягивание к Иисусу еврейских пророчеств

«44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его» в последний день» -и характерная приписка иудействующих, очень заметная своей нелепостью в контексте логии: «в последний день».

«49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. 50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец».

Но, к сожалению, мы так и не узнали, ЧТО же именно «сказал Мне Отец» - почему-то Иисус в ев. Ин. забыл сказать это в своей последней проповеди иудеям. Возможно, что сказал напоследок ученикам? Что ж, посмотрим.

Олег ЧЕКРЫГИН