Найти тему
"Ваша газета"

Я БЫЧОК ПОДНИМУ, ГОРЬКИЙ ДЫМ ЗАТЯНУ

О бездомном мужчине, обитающем возле одного из торговых центров на Южной, знают многие: кто-то понаслышке или из соцсетей, кто-то сам не раз встречал его на улице. Постоянной читательнице «ВГ» САЛИМЕ апе встречи с несчастным мужчиной, вынужденным ютиться на скамеечке автобусной остановки, запали в душу. Неравнодушная бабушка обратилась в редакцию с просьбой помочь бездомному обрести хотя бы временное пристанище.

«ВО ВСЁМ ВИНОВАТ МЭР!»

- В выходные собиралась на дачу, на вокзале в очередной раз увидела бомжа. На улице уже холодно, а он, бедный, без тёплого угла! Пристроить бы его куда-нибудь. Раньше, говорят, у него был друг, но потом он умер. Выглядит этот бездомный плохо - болеет, наверное. Иногда я давала ему по 50 рублей - он их наверняка пропивал, но это уже его дело. Как-то он рассказал, что уже лет 20 живёт на улице. Жалко мне его! Хотя бы на зиму куда-нибудь пристроить. Неужели у нас в городе или в республике для таких приюта нет? Куда власть смотрит? - сокрушается Салима апа. И тихо добавляет, мол, вдруг, если сейчас ему никто не поможет, он в конце концов настолько ожесточится, что начнёт кидаться на людей…

Примерно в то же время этого мужчину сфотографировали и фото выложили в одной из популярных нижнекамских групп в «ВКонтакте». В комментариях нижнекамцы тут же поделились на два лагеря: одни осуждали мужчину - мол, руки-ноги есть, устроился бы на работу да начал нормальную жизнь, другие жалели - не от хорошей жизни, мол, люди оказываются на улице, и искренне хотели помочь. Нашлись даже те, кто и в проблемах бездомного умудрился по привычке обвинить мэра - не видит он, мол, бомжей и видеть не хочет.

«ПЕРЕКРЁСТОК» В ПОМОЩЬ

В Нижнекамске бездомным помогают в Центре социального обслуживания «Милосердие»: восстанавливают утраченные документы - делают паспорт и временный медполис, помогают пройти медобследование, чтобы проверить, нет ли у бездомных туберкулёза, ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путём, а затем их осматривает терапевт и, если не выявлено заразных заболеваний и инфекций, выдаёт соответствующее заключение. Всё это нужно для того, чтобы поместить бездомных в набережночелнинский Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий «Перекрёсток». От обращения в «Милосердие» до попадания в «Перекрёсток» проходит обычно не больше 10 дней. В городе нет ночлежек, поэтому на этот период этих людей стараются поместить на лечение в больницу, если выявлены заболевания, или отправить в вытрезвитель, но иногда бомжи ждут результаты анализов по привычке на улице.

В «Перекрёстке» бездомные находятся не больше полугода, принимают их туда не чаще чем раз в год. В этом центре бездомным дают не только пищу и кров, но и помогают трудоустроиться - они, к примеру, могут подметать улицы или мыть полы в госучреждениях, подобных этому центру, либо, если у бездомного есть образование, трудоустраивают по профессии. А ещё с подопечными центра работают психологи.

«НЕ ЖАЛЕЙТЕ МЕНЯ, Я ПРЕКРАСНО ЖИВУ!»

Вот только часто выходит так, что бездомным помощь и внимание сердобольных горожан не нужны: главная проблема в том, что сами бездомные не всегда хотят менять свою жизнь.

- С начала года мы помогли устроить в «Перекрёсток» пятерых бездомных нижнекамцев. Сейчас знаем о четырёх бродягах, пытаемся помочь им, но лишь двое согласились пройти медосмотр. Ещё двое рьяно сопротивляются, - сетует специалист по социальной работе Комплексного центра социального обслуживания населения «Милосердие» Айгуль Талгатовна (фамилию скромная сотрудница центра просила не указывать. - А.). - Кто-то говорит, мол, мы что, звери в зоопарке, чтобы куда-то нас перевозить, где-то размещать? Кто-то парирует: «Меня моя жизнь устраивает!». Был у нас один бездомный, которого привезли в Нижнекамск из Оренбургской области. Кто привёз, сам бомж не знает, но говорит, что больше никуда не поедет, тут ему понравилось.

ПОКА ЖИВЁТ В ПОДЪЕЗДЕ

К слову, мужчина, за судьбу которого так переживает Салима апа, один из тех двоих, согласившихся пройти медосмотр после долгих уговоров специалистов «Милосердия». Мужчина так и не рассказал о себе - откуда, как оказался на улице и прочее, сославшись на проблемы с памятью. Бездомные вообще очень скрытные, призналась сотрудница «Милосердия». Известно, что он не местный - переехал в Нижнекамск несколько лет назад. При себе у него была лишь сумка с тёплыми вещами. Также известно, что у него есть дети, недавно он даже пытался связаться с одним из них, но не получилось. Пока мужчина ждёт результаты медосмотра, обретаясь на последнем этаже в подъезде одного из домов на Химиков.

МУЖ, ГУЛЯЮЩИЙ САМ ПО СЕБЕ

На улице такие люди оказываются по разным причинам: одни - связавшись с зелёным змием, другие - не пережив потери близких, третьи - из-за проблем со здоровьем, став в тягость близким, или ещё по каким-то причинам. Но, наверное, самым странным бездомным в истории Нижнекамска был опрятный, интеллигентный мужчина, бродяжничавший просто потому, что ему так нравится.

Связавшись с его бывшей супругой, ныне живущей в Казани, специалисты «Милосердия» выяснили, что, ещё будучи в браке, он нередко пропадал на несколько дней уходил бродяжничать, а затем появлялся как ни в чём не бывало. Не выдержав таких загулов, супруга с ним и развелась. Но в Нижнекамске у него много родных, которые всегда готовы его приютить. Но где этот гуляка сейчас - неизвестно.

НАСИЛЬНО НЕ ПОМОЖЕШЬ

Даже если бездомные согласятся отправиться в реабилитационный центр, не факт, что останутся там до конца срока. Естественно, в этом центре строго следят за тем, чтобы реабилитанты не могли пронести «запрещёнку» - например, алкоголь. Даже если бездомный уйдёт в загул всего на день-два, обратно его без нового медосмотра не примут: мало ли, вдруг успел что-то «подцепить»? А нянек за каждым следить там нет.

- Точных данных у нас нет, но, по моим наблюдениям, большинство тех, кто проходит реабилитацию, через полгода оказавшись за стенами центра, возвращается к старой жизни - снова бомжуют, - констатирует Айгуль Талгатовна.

НИЖНЕКАМЦЫ В БОЛЬШИНСТВЕ СВОЁМ НЕРАВНОДУШНЫ

В целом, добавляет специалист «Милосердия», нижнекамцы очень даже неравнодушны - часто звонят в соцзащиту и просят помочь встреченному на улице бездомному. Крайне редко, но всё же иногда и сами бездомные просят о помощи - напрямую или через кого-то.

- Как только поступает звонок с просьбой помочь определённому бродяге, мы тут же выезжаем, находим бездомного и предлагаем отправить его на реабилитацию, даём ознакомиться с буклетом «Перекрёстка». Если сразу не согласится, через какое-то время снова находим его и предлагаем - вдруг передумал. А один нижнекамец, помню, предложил бездомному, часто появляющемуся во дворе его дома, перебраться к нему в пустующий деревенский домик, но с условием, что бродяга будет помогать работать в огороде. Бездомного такое предложение не заинтересовало. Если он сам не хочет завязать с бродячей жизнью, общество ему насильно не поможет, - подытоживает Айгуль Талгатовна.

Желание помочь людям, оставшимся без работы и крова, вполне понятно и похвально. Но одно дело, когда помочь хотят тем, кто действительно нуждается в этой помощи - к примеру, беженцам или людям с ограниченными возможностями здоровья. Другое - когда настоятельно требуют «спасти» того, для кого нет жизни слаще, чем та, что есть. Можно бы сослаться на отсутствие документов - мол, на работу не устроишься, на проблемы со здоровьем или душевные раны, но с этими проблемами готовы помочь справиться реабилитационные центры. Выходит, истинная причина бродячей жизни - ну, или, по крайней мере, возвращения на улицу - вовсе не в этом. Бездомным в России помогают государство, церковь и общество. Но если их не становится на наших улицах меньше, значит, система где-то не срабатывает…