Найти в Дзене
МАРИНА КОЧНЕВА. АУДИОКНИГИ.

ТРАГЕДИЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Страшная трагедия, случившаяся на пасху 1993 года в одном из древнейших монастырей России, потрясла верующих. Убийство трех монахов в Оптиной пустыни! Убийца выбрал один из самых красивых и светлых праздников Пасху и пройдя беспрепятственно на территорию обители, сначала зашел на колокольню и лишил жизни двух иноков – Трофима и Ферапонта. Потом, спустившись с колокольни вниз догнал, идущего со службы высокого и спортивного иеромонаха Василия и вонзил свой нож и в него.

Они пришли сюда в возрождающуюся обитель незадолго до своей мученической смерти , чуть больше трех лет назад, были молоды и мечтали умереть на Пасху…

Мы отправились в Оптину пустынь в один из последних теплых дней октября. Светило солнце, и великолепный пейзаж за окном автомобиля сопровождал нас всю дорогу от Москвы до Оптиной.

Калужское шоссе знакомо мне хорошо, я довольно часто езжу в Малоярославец и доезжала и до Калуги. А вот в Оптину попала впервые.

И первое, что меня поразило здесь – это удивительная тишина, покой, отсутствие суеты и туристических толп. Может потому, что мы приехали в четверг и нам так повезло, что паломников было совсем мало. И на территории пустыни и в церквях. И тогда я поняла –почему пустынь это пустынь. И какое наслаждение в тишине, почти в одиночестве, под чтение батюшки молиться в этом святом месте.

Оптина пустынь
Оптина пустынь

Оптина пустынь видна издалека, она находится недалеко от главной дороги, не доезжая до города Козельска 1 километра.

Расположенная у опушки девственного соснового бора ( сегодня здесь находится заповедник ), отрезанная от мира рекой Жиздрой, пустынь была превосходным местом для отшельнической жизни.

Эта местность была обитаема с древнейших времен. Ее населяли племена вятичей. Героический Козельск, известен тем, что в 1238 г. в течение семи недель мужественно сопротивлялся татарскому войску. Сегодня этот городок не примечателен ничем, хотя мы забрели в такой чудесный уголок, как этот парк.

Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана князем Владимиром Храбрым. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таких раньше называли Оптины.

Вероятно, что основателями пустыни стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья. Известно, что В 1630 г. в обители была одна деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Во время Петровских реформ обитель разорили и упразднили, как малобратный монастырь.

Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева обитель была восстановлена. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

Но полное восстановление монастыря началось только через 68 лет, начиная с 1795 года. По указу императора Павла Петровича от 18 декабря 1797 года Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей в год «на вечные времена». Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд.

Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов,. Но, главное, что отличает Оптину пустынь от от бесчисленного множества таких же монастырей это ее великие старцы.

Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.

Оптинские старцы
Оптинские старцы

Вот имена всех 14 великих старцев Оптиной пустыни.

Преподобные Лев (Наголкин), Макарий (Иванов), Моисей (Путилов), Антоний (Путилов), Илларион (Пономарев), Исаакий (Антимонов), Анатолий (Зерцалов), Иосиф (Литовкин), Варсонофий (Плеханков), Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов), Никон Исповедник, преподобномученник Исаакий ( Бобраков) и безусловно самый почитаемый ,самый известный старец чудотворец Амвросий (Гренков), известный многочисленными чудесами.

После смерти любимого сына Алеши облегчить свою душу к старцу Амвросию приехал Достоевский. «Этот из кающихся»-сказал о писателе батюшка Амвросий. Общение со святым старцем вдохновило писателя на создание романа «Братья Карамазовы».

Бывал в Оптиной и Гоголь. После общения со старцем Макарием, Гоголь «не отличавший свет от тьмы» переродился. «Вошел я к старцу одним, вышел-другим»- написал позже писатель.

Здесь же у старца Амвросия бывал знаменитый русский философ Владимир Соловьев.

Трижды был в Оптиной и Лев Толстой. Русский граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Отец Амвросий отнесся к этому скептически — показная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца. Отлученный от церкви, одинокий он бродил вокруг скита, но войти не осмелился. «Горд очень» - сказал о нем старец Амвросий. Умирая, Толстой просил об исповеди, но старца Варсонофия, приехавшего к нему из Оптиной не пустили.

1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли., многие храмы разрушили, надругавшись над святым местом. В монастыре была устроена лесопилка, а в скиту — дом отдыха. Братия монастыря начала свой исповеднический путь. Тогда многие монахи поселились в Козельске, Белеве и в местных деревнях. Некоторые были арестованы, замучены и расстреляны.

В 1986 году через 65 лет после своего изгнания в Оптину пустынь вернулись монахи. Они бродили по руинам бывшей святой обители. Но уже 3 июня 1988 года в монастыре начались первые богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви.

В след за старцем Амвросием были прославлены и остальные 13 старцев. Сегодня мощи святых оптинских старцев покоятся в храмах обители.

В главном храме монастыря – Введенском находятся мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1809-1811 году, считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В Советские годы церковь была разрушена до основания. Восстановлена только в 1996 году. Сегодня здесь покоятся мощи семи оптинских старцев.

Храм Преображения Господня был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Сегодня здесь покоятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко), приговоренного в 1930 году к 10 годам заключения..

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери – самый большой храм обители. Построен в 1881 году. После закрытия монастыря богослужения продолжались только в этом храме до 1923 года. Последняя литургия была совершена преподобным Никоном (Беляевым). Храм был восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I.

Последний оптинский Архимандрит Исаакий II (Бобраков) застал всю тяжесть поругания святого места. Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле.

Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас едут сюда именно за чудесами, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах, ведь по молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие.

Но, самое главное чудо – это то, что древняя обитель, которая прошла через испытания, боль, трагедии существует и восстанавливается до сих пор.

И среди восстановленных древних храмов на территории монастырского кладбища – стоит небольшая современная часовенка. Она стоит на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, как бы напоминая всем нам о том страшном и важном для каждого православного человека дне, когда на Святую Пасху во святой обители приняли мученическую смерть три оптинских монаха.