Из сообщений СМИ следует, что атомная электростанция в Республики Беларусь -БелАЭС, отработав после своего торжественного запуска недолгое время, была остановлена.
Согласно официальной версии, остановка БелАЭС вызвана необходимостью замены важного оборудования. Но так ли все это? Ведь, согласно бизнес-плану, на основании которого Беларуси был выдан кредит в размере десяти миллиардов долларов, выработанная на АЭС электроэнергия, должна была быть продана Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Однако, эти страны дружно отказались покупать «батькино электричество». Гладко было на бумаге, да замучили ятвяги. (ятвяги – одна из балтийских народностей: прим. Авт.).
Теперь попробуем разобраться в технологическом процессе, в ходе которого получается электрическая энергия. Если нагрузка на электрическую турбину мала, то для вращения ее вала требуется гораздо меньше пара, чем его в самом минимальном количестве способен выработать паровой котел. Работать на аварийном сигнале, предупреждающем о повышении давлении в работающем котле, очень опасно. Это грозит взрывом. Кроме того, система регенерации отработанного пара, снабжающая экономайзер котла горячей водой, при такой нагрузке тоже может повести себя непредсказуемо. Проще погасить котел, а за ним и остановить саму турбину. Что в итоге и произошло на Бел АЭС. Мы не станем рассуждать о том, чем граждане Беларуси станут отдавать взятый у РФ денежный кредит. Тем более, что ситуация с лишним электричеством напомнила мне о «подарке», который партийные органы СССР намеревались преподнести XXIV съезду КПСС.
В качестве подарка съезду планировалось построить огромный завод по переработке рыбы. Сказано-сделано. Когда всесоюзная ударная стройка была близка к завершению, ее инициаторы обратились в профильное министерство с просьбой о начале поставок рыбы. Упирая при этом на то, что само это дело большой политической важности. И выпуск первой партии рыбной продукции должен совпасть с начало работы партийного съезда. Но в министерстве инициаторам стройки ответили, что живая рыба ведет себя в этом смысле крайне аполитично. Ловится она в последние годы плохо, и ее поставок с трудом хватает для тех заводов, которые уже работают.
В итоге партийному съезду пришлось подарить огромное пустующее здание, на возведение которого были истрачены колоссальные суммы. Хорошо еще что люди из другого министерства согласились разместить в этом несостоявшемся заводе очередное НИИ. Опять потребовались большие суммы для возведения временных перегородок в непомерно больших заводских цехах. Все оборудование, кстати сказать, пришлось демонтировать и вывезти. Зато с кадрами проблем не возникло. Если рыбы в стране было мало, то лиц с высшим техническим образованием девать уже было просто некуда.