Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Оплот музыкального свободомыслия в СССР

Картина Васи Ложкина заимствована из открытых пока ресурсов
Картина Васи Ложкина заимствована из открытых пока ресурсов

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба или как вам угодно!

При всевозможнейших цензурных рогатках, «глушилках» и деятельнейших «компетентных органах» был в СССР городок, которому - по стечению обстоятельств и, возможно, при некотором либеральном попустительстве со стороны местных властей - было суждено в 80-х годах стать оплотом музыкального свободомыслия своего времени. Скромный городишко этот назывался Ленинград

... а после демонстрации - непременно клюкнуть в каком-нибудь дворике! Праздник же!
... а после демонстрации - непременно клюкнуть в каком-нибудь дворике! Праздник же!

Для начала - у нас был целый рок-клуб, давший советской, да и после российской рок-культуре такой мощнейший императивный позыв, что хватает (правда, скорее уже по инерции) до сих пор. В Свердловске, конечно, тоже было весьма приличное рок-движение, но конкуренции Ленинграду оно составить не могло. Ленинградская молодежь делилась на два непримиримых лагеря - тех, кто ходил в рок-клуб и до дыр заслушивал кассеты с новыми альбомами своих кумиров, и остальных, что штырились под "итальянцев", "Ottawan" и тусовались по дискотекам под «всякое». Для первых жить «под» Цоя, или БГ (или «под» Кинчева или Майка) - означало жить "по-своему", быть не таким как все. Романтика "пачки сигарет", портвейна в прокуренных квартирах, чашки кофе в "Сайгоне" - это был свой собственный стиль. И мы так жили. Сейчас, когда этот угар с возрастом прошёл, понимаешь, что этим путём смогли до конца пройти лишь немногие: сколько спилось, сгорело от болезней и в буквальном смысле – от непотушенной сигареты, шагнуло из окон, резало вены, спустило свою жизнь в унитаз – имя им легион. Рок-романтика тогда казалась манким и брутальным образом показательно-протестного существования – со своей нигилистической философией (а иной раз – и буддистским мировоззрениям – кто кому был ближе!) и возможностью низринуть низменные бытовые и социальные нюансы рядового советского человека. Мы думали, что так будет всегда: и когда время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти... и презирали слуг, у которых лица сальны... и искали свою гармонию мира, которая не знает границ... Но суровые реалии постсоветского периода, разумеется, не могли не внести свои коррективы, и те, кто сумел «соскочить», слушая изредка вдохновенно и со светящимися глазами под стопочку маньяско «Время менять имена» - тот просто... жив. Насколько жив – вопрос уже другой.

Здесь - авторская статья "Как "Европа ПЛЮС" СССР добила..."

Помимо рок-клуба в Ленинграде была еще одна отдушина - ленинградское радио с двумя передачами: "В легком жанре" и "Ваш магнитофон". Первая выходила, по-моему, раз в месяц. Вел ее интеллигентнейший актер Игорь Дмитриев, и рассказывал о различных направлениях "легкого жанра": оперетты, эстрады (советской, в основном"), рассказы иллюстрировались музыкальными фрагментами - когда половинами песен, когда и почти целыми.

Голос передачи "В лёгком жанре"
Голос передачи "В лёгком жанре"

А вот последняя часть передачи частенько посвящалась настолько удивительным и откровенно "запретным" в СССР исполнителям, что у многих рокеров к выходу передачи в эфир магнитофоны уже заранее были подключены к радио. Так, например, были здесь АС/DC, Queen... Ага-ага! Где еще в СССР с радио можно было записать три с половиной песни Фредди - причем, в отличнейшем качестве? Прикол заключался в том, что «рок» авторы передачи тоже относили к "легкому жанру", но нам тогда было до фени, хоть бы его матом крыли, только музыки, музыки побольше! Для тех, кто "не успел", передача после повторялась - вот такая забота о своих слушателях!

В "Вашем магнитофоне" ассортимент был настолько пёстр, что более всего передача напоминала «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» под Новый Год: с обязательными Хеленой Вондрачковой, Иржи Корном, «Фридрихштадтпаластом» и «АББОЙ» в самом конце. Выходил «Ваш магнитофон» каждую субботу. Помню, первое, что смотрел в каждой новой телепрограмме, была страничка с радио - что там в "Вашем магнитофоне"? В основном там были представители восточно-европейской поп-культуры и эстрады: "Неотон фэмили", Марыля Родович и какая-нибудь Ядранка Стоякович (не подумайте чего плохого, упаси боже). Бывали и откровенные "импортники": моднейшие тогда Chilly, Boney M, тот же Ottawan, почти легальные в СССР Джо Дассен и Челентано. Итальянцы - само собою, без счёта, куда же без них. Случались и откровенные "чудеса" - вроде выдержек из "Белого альбома" The Beatles, или «Dark Side of the Moon» Pink Floyd, или ELO... Примечательно и трогательно: перед тем, как запустить диск, диктор заботливо и неторопливо перечислял названия песен, после чего произносил "Внимание, запись", а в конце - "Стоп, запись окончена".

На следующий день не было в Ленинграде окна, или балкона, или скамеек в парках и у подъездов, откуда не доносились бы звуки "вчерашних" песен. Это несколько омрачало радость "записавшего", втайне надеявшегося на эксклюзивное обладание «новинкой», но в итоге искусство, конечно, побеждало!

Что-то подумалось... Не от первой ли, прозвучавшей в СССР по радио песни Dschinghis Khan или Strawberry Fields Forever, началась «питерская экспансия»? Шутка... Хотяяяяяяя...

С признательностью за прочтение, искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ