Найти тему

Как устроена детская психология

Каждый человек обладает характером, уникальным и неповторимым, имеет свой внутренний мир. Иногда у людей возникают внутренние противоречия, проблемы, которые они не в состоянии решить без посторонней помощи. Такую помощь могут оказывать, как близкие люди, которые всегда помогут и поддержат, так и квалифицированные специалисты – психологи. Не всегда взрослый человек способен заметить, что ему требуется помощь. А что касается детей, то они тем более не в состоянии понять и заметить, что что-то нужно изменить. Участие родителей, их внимание необходимы ребенку. Если было замечено, что ребенок проявляет слишком активную, порой грубую, агрессивную реакцию на что-то, то это уже повод обратиться к детскому психологу. Иначе, можно навредить, ведь порой родители сами того не понимая, выбирают неверную линию поведения, после чего характер ребенка портится и психике наносится большой урон, а реабилитация потребует затраты большого количества времени и сил. Часто бывает так, что большинство детей начинают себя вести в определенном возрасте одинаково, а вот как ребенок будет дальше развиваться, это уже зависит от родителей. Каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда на запрет маленький ребенок реагирует остро, агрессивно, порой кричит, топает ногами, иногда даже доходит до истерики. Это связано с тем, что до того, как малыш начал ходить, он не встречался ни с какими ограничениями.

Стандартные стили поведения, а именно: ласковое объяснение, попытки отвлечь внимание, повышение голоса обычно не дают результата, ситуация повторяется вновь и вновь. В таких ситуациях все же стоит попытаться отвлечь ребенка, а в дальнейшем, вводить запреты постепенно, так у него появиться возможность адаптироваться и понять, что запреты это неотъемлемая часть жизни. Дети младшего дошкольного возраста, как правило, не умеют выражать свои чувства, в том числе гнев. Предупредить детскую вербальную агрессию очень сложно, в отличие от физической. Для родителей эта агрессия очень обидна. Часто можно слышать от ребенка слова о том, что мама или папа плохие, в следствие нежелание слушать и слушаться родителей, а иногда агрессивные выпады в их сторону. Такое поведение может быть вызвано запретом смотреть мультики, отказом что-то дать, так же принуждением к чему-то. Очень важно объяснять ребенку его чувства, можно проговаривать их вслух. Например «Я выключил телевизор, и ты злишься из-за этого». Так же объяснять, что чувствует мама или папа «Твои слова мне неприятны».

Ребенка можно научить выражать свой гнев не на конкретную личность, а абстрактно, такими фразами, как «Елки-палки» или «Какой же я злой». Маленькие дети очень капризны и для того, чтобы правильно воспитать ребенка нужно иметь много терпения, заботы и любви. Бывает так, что родители не смогли стать авторитетами для ребенка, он не реагирует на слова «нет» и «нельзя», игнорирует любые запреты. Объяснения и настойчивость приводят к истерикам, которые прекращаются лишь после того, как ребенок получит то, что хотел. Конечно, если переждать некоторое время, иногда даже несколько часов, то истерика прекратиться, но не каждый родитель может это перетерпеть. Очень важно определиться с линией поведения: или выдерживать истерики, или идти на уступки. Детям в возрасте двух-трех лет воспринять объяснения очень трудно. Такое поведение может быть следствием кризиса в данном возрасте. Не лишней в таких ситуациях будет консультация детского психолога. В пятилетнем возрасте дети так же часто не реагируют на запреты, а если реагируют, то в основном противореча родителям, делают все наоборот, ни с чем не соглашаются.

Если же родители настоят на своем, то ребенок начинает говорить, что они нехорошие и обижаться. К примеру, малыш смотрит поздним вечером телевизор, когда пора спать, мама просит его лечь в кровать, объясняя, что уже поздно и завтра рано вставать, а в ответ слышит, что он спать не будет, встанет легко и т. п.

В такой ситуации необходимо дать ребенку возможность посмотреть телевизор еще немного, но четко ограничить время: «Ладно, посмотри еще десять минут, но после иди спать». Если же он, по прошествии условленного времени, продолжает просмотр, то нужно выключить телевизор. Для детей двухлетнего возраста на улице характерно такое поведение: ребенок может самостоятельно убежать с площадки или побежать куда-то, схватив родителя за руку, будь там хоть дорога, хоть грязь и лужи. Необходимо постоянно объяснять ребенку, как нужно себя вести, постепенно он запомнит это. Но не стоит требовать от малыша, чтобы он мгновенно все понял и вел себя, как говорят родители. Ребенок может сделать вид, что не понимает или не слышит, не обращать внимания на слова. Настаивать на своем не стоит, нужно действовать обходными путями, проявить гибкость. Наказывать ребенка в таком возрасте не стоит, однако, показать свое отношение к поведению необходимо. Многие дети не имеют понимания о чужой собственности, они не понимают, что есть чужие вещи, а есть свои. Часто можно увидеть, что один ребенок пытается что-то отобрать у другого, это могут быть понравившиеся игрушки или сладости. На замечание родителей малыш может попросить, но если в ответ не получает требуемое, то вновь начинает отбирать силой или дразниться, обзывать «жадина». Такого ребенка приходится оттаскивать силой. Иногда родителям удается объяснить, что можно поменяться, тогда дети предлагают в обмен на понравившуюся вещь свои игрушки или, например, печенье.

Но на такой обмен пойдет не каждый ребенок, что не редко приводит к скандалам. Для того, чтобы ребенок начал понимать принадлежность вещей, необходимо начать с дома, с семьи, четко дать понять, что есть его вещи, а есть, которые ему не принадлежат. Важно проявить терпение и постоянно повторять, что без согласия других брать чужие вещи нельзя, а так же не отдавать свои, если не хочет. Некоторые малыши не умеют обращаться с детьми, проявляющими агрессию, они подвергаются силовым нападкам маленьких агрессоров, у них отнимают игрушки и конфеты. Обиженный ребенок бежит с плачем к родителям, начинает рассказывать, что случилось и спрашивать, почему дети себя так ведут. Позже ребенок начинает бояться активных ребят, даже тех, кто не проявляет агрессии, замыкается в себе. Скорее всего, проблема заключается в воспитании, ребенок не имеет контакта со своей агрессией, в связи с этим, ему трудно сталкиваться с чужой, на нее отвечать. Не нужно советовать ребенку давать сдачи, если его толкнули, но нужно показать, каким способом можно выразить свою обиду и злость. Это может быть как выкрик «Ой, как я разозлился! », так и топот ногой. Если агрессия не будет выражена, то не будет способности конкурировать и чувства уверенности и успешности. Маленьких детей не стоит торопиться приучать к горшку. Не стоит форсировать события. Рано посаженный на горшок малыш, может позже совсем отказаться от его использования, ходить в туалет, даже по-большому в штаны или памперсы.

Так же отказ от горшка может быть следствием каких-то событий, например, переезда. Отказ от походов на горшок может быть своеобразным протестом, выраженным в такой форме.

-2

Приучать ребенка к горшку необходимо постепенно, мягко, осторожно. Ни в коем случае нельзя торопиться и акцентировать внимание малыша на «неудачах». У малышей очень распространены страхи, они могут бояться почти чего угодно, в кого-то вселяет ужас пылесос, для кого-то в истерику превращается купание, некоторые бояться докторов. Любой страх связан с первыми ассоциациями, паникой, страхом, болью и т. п. Боязнь врачей обычно возникает после того, как ребенок перенес болезнь, находясь в стационаре. Для любого ребенка нахождение в больнице большой стресс, который может сопровождаться нарушением сна, аппетита. В большинстве случаев, дети, перенесшие госпитализацию, начинают бояться посторонних людей, незнакомых помещений. Со временем это проходит, однако, страх перед больницей и врачами остается надолго. Ребенок может плакать, заходя в больницу, непосредственно на приеме, бояться любого упоминания о докторах. Даже очень послушные и сговорчивые дети не могут контролировать свой страх и сдерживать истерики.

Чтобы помочь малышу справиться с такими страхами, необходимо читать сказки о докторах, играть в больницу, готовить ребенка к контакту с врачом заранее, объяснив ему, что будет происходить. Нельзя ругать ребенка за его страхи, стыдить, нужно набраться терпения, понимания. Обычно к пятилетнему возрасту это проходит. Боязнь пылесоса, грома, самолета связана с боязнью громких, резких звуков. Такие страхи нередко встречаются у чувствительных годовалых детей. Ребенок может бояться выйти из дома, если летит самолет, просыпаться ночью и плакать, если услышит раскаты грома. Безусловно, важно попытаться объяснить ребенку, откуда берутся эти звуки, что они не принесут вреда. Обязательно нужно успокоить малыша, когда он напуган, подержать на руках, так он почувствует защиту родителей. В случае с самолетом, можно купить игрушечный летательный аппарат, играть с ним, изображать различные звуки. Так же можно предложить поиграть в самолет – побегать с широко раскинутыми руками и гудеть. Что касается других шумов, то так же можно все перевести в игру, проявив смекалку. Бывает, что дети ограничивают свое внимание на каких-то определенных предметах. Чрезмерно увлечены чем-то, не замечая других детей, песочницы, теряя интерес к подвижным и развивающим играм.

Увлечение игрушками не страшно, как, например, увлечение автомобилями. Такую ситуацию необходимо менять. Если ваш малыш ни на что не обращает внимания, кроме машин, причем, только настоящих, то его развитие несколько обеднено. Следует уделять больше внимания игре с ребенком, для начала с игрушечными машинками, но насыщая игру разговорами, эмоциями. Дети очень ревнивы, особенно если родительская любовь делится на нескольких детей.

Обычно, старшие дети испытывают более сильную ревность. Чтобы ребенок не навредил братику или сестричке, необходимо с самого начала беременности объяснять, как измениться ваша жизнь с появлением малыша, что будет происходить. Больше всего старших детей волнует вопрос о материнской любви.

-3

Чтобы этот вопрос не мучил ребенка и не навредил психике, необходимо говорить, что родители будут любить его не меньше, чем раньше. В случаях, когда ребенок пытается причинить вред беременной маме, возможно, пнуть в живот, ударить, эти попытки сразу же стоит пресекать. При появлении ребенка необходимо сближать детей, проводить время с ними вместе, разделяя заботу поровну. Следует чаще говорить с ребенком, выяснять, что его беспокоит, чего бы он хотел. Атмосфера в семье должна быть добрая, где царит любовь, покой и взаимопонимание.

Отсутствие ревности говорит о проблемах у ребенка и служит сигналом, когда нужно обратиться к психологу. Современная проблема, возникшая относительно недавно – это компьютерная игровая зависимость у детей. С сумасшедшим ритмом жизни, родителям элементарно не хватает времени постоянно контролировать ребенка. Разрешив один раз поиграть, посидеть в интернете, можно столкнуться с тем, что ребенок очень увлекается, его тяжело отвлечь, все разговоры сводятся к обсуждению игр. Компьютерные игры дают эмоции ребенку, новые впечатления, возбуждают воображение, азарт. Запретить компьютер практически невозможно, как и невозможно постоянно следить за ребенком. К тому же, запрет лишь вызовет еще большее желание играть. Лучше всего строго ограничить время игр. Не стоит забывать, что для ребенка необходимы подвижные игры, а долгое пребывание за компьютером повлечет проблемы с осанкой, зрением, а так же возможны нарушения психики. Если ребенок ушел полностью в виртуальный мир, то это говорит о том, что существуют некоторые проблемы, эмоциональные сложности и стоит обратиться к психологу. Нежелание ребенка учиться может быть вызвано различными причинами. Это могут быть напряженные отношения в семье, ревность ребенка к младшим братьям и сестрам, переходный возраст, который начинается примерно в тринадцать лет, а так же отбитое желание в начальной школе, занижение оценок, придирки, так же могут сильно повлиять насмешки одноклассников. Чтобы тяга к знаниям сохранилась с первых классов, необходимо поддерживать, хвалить, подбадривать ребенка, не оставлять без внимания успехи, даже самые маленькие.

Если в семье несколько детей, то каждому нужно постоянно говорить, что его любят не меньше остальных, делить поровну родительскую любовь и внимание. Нельзя наказывать ребенка за неудачи в школе, а тем более бить.

Сначала нужно выяснить причину, по которой он утратил желание учиться. Возможно, ребенок замкнулся в себе и у него напряженные отношения с коллективом. Если вы заметили, что ребенок изменился и не видите причин этому, то необходимо обратиться к детскому психологу, который попытается выяснить все факторы и помочь. Дети с быстрым интеллектуальным развитием, как правило, очень проблемные. Их познавательная сфера часто «обгоняет» эмоциональную. Поэтому, возникают проблемы с контролем, произвольностью. Ребенок может легко пройти вступительные задания в гимназию, но не факт, что обучение будет проходить легко, ведь поведение не менее важно, чем успеваемость. Одаренная личность может прогулять урок, вести себя свободно во время занятия. К тому же, ребенок на все имеет свое мнение, вступает в споры с педагогами, что, несомненно, их очень раздражает. Недомолвками с преподавателями дело не заканчивается, одаренному малышу не просто влиться в общество, общаться с другими детьми. Он может обидеть кого-то, сам того не понимая, не признавая ошибок.

Часто чужое мнение и желания не имеют значения для юного интеллектуала. Необходимо решать перечисленные проблемы, ведь все это очень осложняет жизнь ребенку и его родителям. Помогут разговоры по душам, но не обойтись без помощи психолога. Для развития эмоциональной сферы одаренных детей помогут групповые занятия с психологом, если нет такой возможности, то индивидуальные занятия тоже подойдут.