Как мы вчера и писали, взятие крепости Шуши стало переломным моментом в ходе конфликта в Нагорном Карабахе. Через несколько часов после этого события премьер-министр Никол Пашинян и президент Арцаха Араик Арутунян заявили о подписании мирного трехстороннего договора с Азербайджаном и Россией.
Полтора месяца войны стали были очень сложным периодом не только для его непосредственных участников. Для Арцаха и Армении это было испытание на прочность, обстрелы гражданской инфраструктуры, уничтожение значительной части военного потенциала и гибель мирных жителей. Для Азербайджана – это была отработка новейших методов ведения войны при помощи беспилотников, реактивной артиллерии и иных бесконтактных способов ведения боевых действий. При этом, очевидно для всех – это происходило в очень плотной интеграции с военными Турции – от военных советников до технического оснащения, вроде ударных дронов «Байрактар 2».
Последним актом войны стала битва за Шуши – небольшой городок-крепость в 11 километрах от столица Арцаха Степанакерта. Битва эта длилась почти четыре дня, как свидетельствовали очевидцы – с максимальным привлечением всех средств. Армяне обстреливали врага из артиллерии, те применяли дроны, реактивную и ствольную артиллерию и авиацию. Поздним вечером 9 ноября азербайджанские военные смогли закрепиться в городе, начался обстрел Степанакерта.
Примерно в это ж время произошло еще одно странное событие – в районе Нахичевани был сбит российский Ми-24 – два летчика погибли, штурман катапультировался, но был ранен. Азербайджанский МИД принес извинения, а через несколько часов Путин заявил, что вводит миротворческий контингент. Согласно соглашению, контингент размещается на 5 лет с автоматическим продлением, размещено будет почти 2 тысячи военнослужащих, сотни единиц бронетехники.
И в этой связи, непонятно, что именно стало причиной этого решения и подписания мирного договора. Было ли это фактическое уничтожение Шуши и желание уберечь от уничтожения крупнейшего города Арцаха, да и всей непризнанной республики или контакт с российской армией, последствия которого могут быть непредсказуемыми. Кто-то в телеграм-каналах размышляет о том, что вертолет был атакован целенаправленно, но тогда каков был расчет?
Как бы то ни было, в час ночи появилось заявление Пашиняна об окончании войны.
«Текст уже опубликованного заявления невыразимо болезнен для меня лично и для нашего народа. Я принял это решение в результате глубокого анализа военной ситуации и оценки людей, которые лучше всего ее знают. Также основано на убеждении, что это наилучшее возможное решение сложившейся ситуации», – заявил Пашинян.
Чуть позже лидер Арцаха присоединился к этому заявлению, а глава Совбеза республики Самвел Бабаян назвал подписание договора предательством, которое приведет к национальной катастрофе. Очевидно, что это не единственное и не последнее заявление подобного плана. В Ереване ночью начались волнения, протестующие прорвались в парламент и требуют отставки Пашиняна.
Владимир Путин чуть позже выступил с заявлением, в котором заявил о полном прекращении огня, введении российских миротворцев, а также об обмене военнопленными и сохранения позиций обеими армиями на момент объявления перемирия. Поставлен ли конец – однозначно, нет.
«Если говорить в узком смысле, как о конфликте Армении и Азербайджана, и оценивать соглашения, говорить о том, что война закончена, не приходится. С точки зрения Армении и армянского народа, соглашения не ставят точку в вопросе противостояния, это всего лишь передышка для всего армянского общества, которая позволит пересмотреть свои взгляды на действующих политических игроков, консолидироваться, объединиться, подготовиться к новой схватке. Война не закончена, противостояние будет впереди», – считает политолог Михаил Мирзоян.
Он отметил, что два года назад к власти в результате революции пришел «неподготовленный человек» и сегодня он сделал шаг, который многие восприняли как предательство и отношение к ему резко изменилось на крайне негативное.
Если рассматривать конфликт как геополитическое противостояние между Россией и Турцией, то и тут ничего не закончено, считает эксперт.
«Нынешняя ситуация – явно не конец ни для одной из сторон, никто не успокоится на этом. Думаю, что и Турции этого мало, Россию не устраивает положение, армянам не выгодна ситуация. Поменяться все может только в результате более глобальных катаклизмов, которые произойдут через какое-то время», – считает Мирзоян.