Найти тему
3,2K подписчиков

Генрих Бёлль "Групповой портрет с дамой". Так кто же такая Лени Пфайфер?

Очень редко (если не считать совместные чтения) мне приходится устанавливать себе дневную норму чтения книги.

Очень редко (если не считать совместные чтения) мне приходится устанавливать себе дневную норму чтения книги. Но в случае с «Групповым портретом» я каждый раз скрупулезно высчитывала страницы в каждой главе — и не потому, что мне было скучно или неинтересно, и я решила свести себя этой книгой в вечное отвращение к немецкой классике — нет, просто происходящее на этих 50 страницах в день было настолько плотным, что мне нужно было время переварить этот ком информации.

Стоит читателю открыть книгу, как Бёлль открыто заявляет: «Будем говорить о Лени Пфайфер, но не с ней». И он повел меня окольными путями ко всем ее друзьям, врагам и знакомым. А мои надежды быстро разобраться в том, кто какое отношение к ней имеет рухнули. Представьте только, что вам говорят что-то в духе: «А вот эта ее подруга, которая любила ее брата, но была в целом той еще гулящей девахой, что в конце концов привело ее к больничной койке, хотя она однажды и была замужем, потому что в 1940м году подцепила одного богатого малого, но это был брак скорее по расчету, чем по любви....» и страниц через 10 неожиданное: «Так вот, возвращаясь к Лени». Конечно, это очень напоминает типичные рассказы о незнакомых людях, которые многие слышали за столом с родственниками, где не столько важна информация, сколько сам факт общения, но, в отличие от разговоров, в этой книге нить лучше не терять — потому что очень быстро оказывается, что эта книга не только о «самой немецкой девочке в школе».

Если немного отвлечься от восприятия книги как личного дела и обратить больше внимания на детали, то откроется картина жизни обычных людей в самый разгар нацистской Германии и войны. Всем хотелось жить, но некоторые были готовы рисковать всем, чтобы вытащить советского солдата из плена, другие же меняли политические взгляды в зависимости от веяний общества и возможности не упустить свою выгоду, кто-то терял все, пока другой подбирал самые сладкие крошки — но все это люди, которые прятались от бомб, голодали и любили. Эта книга — срез немецкого общества тех времен, возможность заглянуть за ширму идеологий.

К концу книги, собрав образ Лени по кусочкам, я собрала заодно и целую толпу других героев, которые отказывались быть второстепенными и не хотели молчать.

Читать эту книгу было очень сложно, еще сложнее укладывать прочитанное в голове. Но после двухнедельного восхождения на гору «Группового портрета с Дамой» я определенно чувствую удовлетворение — а значит, лезла не зря. Как минимум я стала чуть ближе к пониманию того, за что же все-таки дают Нобелевскую премию по литературе.

Подписывайтесь на книжного енота, я расскажу о самых интересных и уютных книгах для этой осени.