Всем доброго времени суток!
03.11.2020 г. на заседании Совета Федерации одобрен проект закона о внесении изменений в Федеральный конституционный закон " О Конституционном Суде Российской Федерации".
Указанный президентский законопроект (№ 1024643–7), который по всей видимости будет принят в ближайшее время, кардинально изменят множество положений закона, в том числе в части обжалования норм законодательства в КС.
Предполагается, что изменения коснуться и уголовно-процессуального законодательства. А именно, согласно действующей на сегодняшний день ст. 97 ФКЗ для рассмотрения жалобы в КС необходимо соблюдение 2-х критериев допустимости жалобы:
1. Закон, норму которого обжалует заявитель, затрагивает конституционные права и свободы граждан.
2. Дело с обжалуемой нормой закона, рассмотрено в суде первой и апелляционной инстанции, а жалоба в КС подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела.
В президентском же законопроекте данные критерии изменились и их стало на одну больше. А именно, из содержания законопроекта президента следует, что с жалобой в КС по уголовному делу можно будет обратится только после второй кассационной инстанции, в лице Верховного суда РФ.
Предполагается, что перед подачей жалобы в КС заявителю нужно будет исчерпать все судебные инстанции, иначе в принятии жалобы гражданину будет отказано.
Отрывок из законопроекта
...е) главу XII изложить в следующей редакции: ... Статья 97. Допустимость жалобы Жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если: ...
2) жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты...;
3) исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной
защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в
Конституционный Суд Российской Федерации, при разрешении
конкретного дела. При этом под исчерпанием внутригосударственных
средств судебной защиты понимается подача в соответствии с
законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем
или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд
Российской Федерации,кассационной жалобы в суд максимально высокой
для данной категории дел инстанцииили в случае, если вступившие в силу
судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в
надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был
применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного
или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного
акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к
устранению признаков нарушения прав таких заявителя или лица.
Таким образом, если в настоящее время гражданин после вступления в силу решения суда (вторая инстанция) имел право обратится непосредственно в КС в связи с неправильным толкованием закона судами 1 и 2 инстанций, а точнее в связи с нарушением его прав при нарушении судами закона, то планируется, что данное право будет предоставлено ему только после обращений в Верховный суд (4-5) инстанции.
По мнению автора, указанный законопроект "прямым текстом" направлен ограничение права гражданина на доступ к Конституционному правосудию, поскольку стеной для достижения справедливости устанавливается институт судов общей юрисдикции высотой уже в целый Верховный суд, которую преодолеть у обычного гражданин не будет ни сил, ни знаний, ни материальных возможностей. А для кого тогда Конституционный суд?