Найти в Дзене
Мир 404

Деловое общение от НЕТ до ДА

Деловое общение: от «нет» до «да»
Кто из нас когда-нибудь в жизни не испытывал чувство неловкости, неправильно реагировал на замечания, не мог сказать решительное «нет», когда было нужно или чувствовал себя неуверенно в той или иной ситуации. Все это, так или иначе, проявляется практически у каждого человека.
Оказывается, в американской психологии 90-х годов прошлого столетия, а позже и у

Деловое общение: от «нет» до «да»

Кто из нас когда-нибудь в жизни не испытывал чувство неловкости, неправильно реагировал на замечания, не мог сказать решительное «нет», когда было нужно или чувствовал себя неуверенно в той или иной ситуации. Все это, так или иначе, проявляется практически у каждого человека.

Оказывается, в американской психологии 90-х годов прошлого столетия, а позже и у российских психологов одной из ведущих стала тема уверенного поведения. Более того, она победным маршем продвигается сейчас по нашим необъятным просторам. С уверенностью могу утверждать, что интерес к данной проблематике – не дань моде, а острая необходимость. Для каждого профессионала, работающего с людьми, да и просто для любого человека, общающегося с себе подобными.

Не буду раздражать читателя специальной терминологией, скажу лишь, что наиболее часто под ним «скрывается» способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения.

Противоположностью уверенному поведению является пассивность и агрессивность.

В процессе взаимодействия с другими людьми пассивность проявляется, прежде всего, в том, что человек не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях, он беззащитен перед требованиями окружающих людей. В его поведении прочитывается неуверенность в себе, он страдает, поскольку не в состоянии противостоять натиску, выразить свое истинное отношение к ситуации. Пассивный человек не способен противостоять манипуляциям, в напряженных ситуациях всегда занимает позицию «ведомого», на критику реагирует оправданиями, объяснениями, извинениями, принимает на себя ответственность за промахи руководства или близких людей. Неудачи ослабляют его самосознание, самооценка и уровень притязаний становятся еще ниже. Иногда он может попытаться овладеть ситуацией при помощи интриги, манипуляции, что, в сущности, ни что иное, как одна из форм скрытой агрессии. В результате такого поведения деловое общение будет снижать эффективность профессионального взаимодействия.

Агрессия же понимается как разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей, наносит им вред и физический ущерб, или вызывает психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т.п.). Агрессия может быть не только физической или словесной, но еще и прямой или косвенной (замаскированной). Человек, ведущий себя агрессивно, старается добиться своего любой ценой и, чаще всего, в ущерб другим, не считаясь с их доводами. Руководитель или сотрудник, ведущий себя так, чаще всего, достигает лишь одного – временного избавления от напряжения.

Формой агрессии также могут быть сарказм и ирония, равно как и «сладкие» речи, которые часто к делу не относятся и только объективно способствуют разрушению личности того, кому они предназначены.

Противостоит уверенному поведению и манипуляция. Для манипуляций характерно отношение к другому человеку как к средству достижения собственных целей, использование его слабостей, «болевых точек», привнесение мотивации, которой до встречи с манипулятором не было.

В настоящее время тренинги по уверенному поведению становятся все более популярными, поскольку позволяют приобрести очень конкретные и полезные навыки партнерского делового общения, удовлетворяющего интересы и потребности всех участников.

В качестве примера приведу некоторые достаточно эффективные приемы такого поведения.