КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРОГРАММА
В 2002 году в России приняли закон о противодействии экстремистской деятельности, который содержал аморфное определение понятия «экстремизм», что создавала возможности для произвольного и неоправданно широкого применения соответствующих административных и уголовных норм. В феврале 2003 года Верховный суд России, ссылаясь на этот закон, без рассмотрения каких-либо доказательств признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории страны. В список вошли как действительно террористические структуры, так и ненасильственные организации. Это решение стало первым в серии последующих запретов различных сообществ и информационных материалов. Осенью 2004 года в России впервые резко увеличились масштабы необоснованных преследований лиц, подозреваемых в причастности к запрещённым исламским организациям. В ответ на это в 2005 году возникла наша программа.
«После событий в Беслане в нескольких регионах России почти синхронно возникли однотипные уголовные дела, связанные с обвинениями в принадлежности к запрещённой "Хизб ут-Тахрир". Поступали жадобы на фабрикацию доказательств, пытки. При этом, вопреки официальным заявлениям, преследование осуществлялось фактически лишь за мирное выражение взглядов о возможном устройстве общества. Мы поняли, что проблема становится системной, нужно ею заниматься. В начале 2005 года подготовили первый доклад о ситуации».
Виталий Пономарёв, руководитель программы
В дальнейшем список преследуемых мусульманских сообществ и запрещённых книг быстро расширялся. С 2012 года отмечается драматическое ухудшение ситуации, связанное с ужесточением уголовного законодательства. Обвиняемым по делам о запрещённых организациях в современной России грозят жестокие приговоры — вплоть до 24 лет лишения свободы за деятельность, не связанную с насилием. По закону возможно и пожизненное заключение.
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ
КОМУ МЫ ПОМОГАЕМ
Жертвам необоснованных обвинений, прежде всего по уголовным делам о так называемых запрещённых мусульманских организациях, основания для запретов которых в демократическом обществе вызывают серьёзные сомнения. Речь идёт как о реальных, так и о мнимых сообществах.Находящимся в России мусульманским беженцам, которых спецслужбы различными путями, включая явно незаконные, пытаются принудительно отправить на родину.
КАК МЫ ПОМОГАЕМ
Собираем информацию о случаях преследования мусульман. На её основе мы готовим доклады и пресс-релизы. Наши публикации дают возможность представить альтернативные мнения о таких преследованиях.Сотрудничаем с международными организациями и СМИ, которым передаём полученные данные. Это позволяет привлечь внимание как гражданского общества России, так и международных институтов.При участии партнёрских организаций консультируем жертв необоснованных преследований и помогаем им получить правовую помощь.Готовим рецензии на гуманитарные экспертизы, фигурирующие в уголовных делах.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Антиэкстремистское законодательство за последние годы стало основным инструментом политических репрессий в России. Практика, отработанная на мусульманских сообществах, распространилась и на другие социальные группы. Масштабы преследований возрастают, наказание — ужесточается. Недавно Верховный суд утвердил приговор «уфимской двадцатке», участники которой были приговорены к лишению свободы на сроки до 24 лет за мирное выражение своих убеждений. При этом возможность добиться справедливого рассмотрения дел в суде существенно ограничена действующими правовыми нормами. Если политика государственных органов не изменится, число находящихся в заключении мнимых «экстремистов» заметно возрастёт в ближайшие годы. Это может привести к росту социальной напряжённости и усилению влияния радикальных групп.
ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ В 2017–2019 ГОДАХ
Консультировали жертв преследований. Люди, впервые столкнувшиеся с преследованиями за «экстремизм», не всегда хорошо знакомы с законодательством и нередко не понимают, куда они могут обратиться в случае давления. Мы консультируем жертв преследований, разъясняем им возможности защиты своих прав.
Консультировали адвокатов и защитников осуждённых за «экстремизм». Нередко жертвы преследований и их защитники испытывают сложности при работе с неоднозначными гуманитарными экспертизами, связанными с оценками информационных материалов или деятельности тех или иных мусульманских сообществ в рамках дел об «экстремизме». Наша программа проводит анализ таких экспертных заключений, консультирует адвокатов и защитников.
Участвовали в Рабочей группе по антиэкстремистскому законодательству при Уполномоченном по правам человека в России. В ноябре 2018 года в Сахаровском центре в Москве прошёл круглый стол, посвящённый преследованию в России предполагаемых участников запрещённых организаций. Поводом для мероприятия стало уголовное дело в Уфе, по которому 21 обвиняемый в принадлежности к «Хизб ут-Тахрир» был приговорён к лишению свободы на сроки до 24 лет. Вина осуждённых состояла лишь в том, что они мирно выражали свои убеждения, не связанные с призывами к насилию. В мероприятии приняли участие ведущие правозащитники, адвокаты, родственники осуждённых из различных регионов России и Крыма.
Круглый стол, организованный при участии ПЦ «Мемориал», дал импульс серии дальнейших мероприятий, консультаций и встреч, приведших, в свою очередь, к созданию в марте 2019 года Рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства о противодействии экстремистской деятельности при Уполномоченном по правам человека в России. Тем самым официальные структуры впервые с 2002 года признали наличие проблемы «запрещённых организаций» в России и необходимость ее обсуждения. Руководитель программы Виталий Пономарёв является активным участником этой рабочей группы, автором ряда аналитических справок по теме.
Способствовали распространению информации о необоснованных преследованиях мусульман за «экстремизм». Долгое время проблема преследований верующих за «экстремизм» не находила достаточного внимания среди гражданского общества. Мы сотрудничаем с рядом СМИ, с которыми делимся информацией и комментариями об известных нам делах, тем самым повышая осведомлённость читателей о существующих проблемах в законодательстве и правоприменительной практике. Аналогичное взаимодействие развивается и с международными организациями.
ЧТО ЕЩЁ МЫ ПЛАНИРУЕМ СДЕЛАТЬ
- В ближайшие годы мы планируем сосредоточиться на тематике «запрещённых организаций». Помимо традиционных направлений работы, описанных выше, продолжится работа по составлению общего списка осуждённых по делам о запрещённых исламских организациях в России, начатая в 2020 году. В начале 2021 года будет завершён такой список по делам о «Хизб ут-Тахрир» (более 400 имён), после чего будут готовиться списки по другим запрещённым сообществам («Таблиги джамаат», «Нурджулар», «Ат-Такфир валь-Хиджра» и др.). Дальнейшее обновление списков будет производиться на регулярной основе.
- Также мы планируем создание и публикацию серии русскоязычных экспертных текстов о запрещённых организациях и движениях и их деятельности в России, основанных на достоверных полевых и документальных материалах. Такие тексты могут использоваться как в исследовательских, так и прикладных целях.
- Будем продолжать участие в работе Группы при Уполномоченном по правам человека в России, деятельность которой в ближайшее время должна быть реорганизована.