Антон в детском доме прожил почти с рождения и до 7,5 лет.
И выработал модель взаимодействия со взрослыми.
Нужно внимательно слушать взрослого, кивать и как пластинка повторять то, чему учат.
Задали вопрос - помолчать, опять задали вопрос - сказать "Помогите, я не знаю".
И снова молчать.
Он привык, что думать не нужно, запоминать не нужно.
Ведь рядом всегда есть умные взрослые, которые всё подскажут.
Никто в коррекционном детском доме не вникал в его молчание, у сотрудников на это просто не было времени.
Антона добросовестно учили, снова и снова повторяли пройденный материал, а он не хотел напрягаться и думать.
И вот Антон в нашей семье. Ему 7,5 лет, на дворе декабрь, и через 8 месяцев он пойдет в 1й класс, а знаний меньше, чем у 3хлетнего ребенка.
Потихоньку заполняем пробелы в его голове.
Несколько дней учили с Антоном дни недели - он мне все назвал.
На следующий день по пути в парк:
- "Антоша, назови мне дни недели".
- "Ой, я не помню".
- "Ты подумай, вот какой сегодня день недели".
- "Подскажи мне...".
- "Ты сам знаешь, мы вчера несколько раз повторяли".
- "Я уже забыл. О, мама, смотри какая машинка едет!" .
- "Антон, ты не ответил на мой вопрос".
- "Я не знаю".
Приехали в парк:
- "Называй мне дни недели какие помнишь и иди с братиками катайся на велосипеде".
- "Я не знаю".
- "Тогда велосипед остается в машине, а ты сиди со мной на скамейке и вспоминай".
- "Аааа".
И всю прогулку Антон истерит, орёт дурным голосом, и даже не пытается выполнить задание.
Цель Антона - скинуть с себя задание.
Главный инструмент достижения цели - истерики.
Антон саботировал любые задания, даже простые упражнения логопеда, где нужно языком поворочать в стороны: "Я не могу!".
Я подсказывала и помогала - Антон молчал.
Я требовала - Антон менял тему и пытался уйти от задания.
Лишала мультиков, пока не выполнит задание - Антон истерил.
Антон сам лишал себя будущего и не понимал это.
Он не привык трудиться.
Он не хотел прилагать даже минимальные усилия.
Модель поведения "прикинься дурачком" до 7,5 лет работала и он не собирался её менять.
Единственное, что могло помочь мне и Антону - ВРЕМЯ и ТЕРПЕНИЕ.
Каждый день я давала Антону понять, что ему выгоднее выполнить задание, чем истерить.
По сути у нас было соревнование - КТО БОЛЕЕ УПЁРТЫЙ!
Когда Антон наконец-то понял, что стабильно лишается мультиков, вкусняшек и прочих бонусов, время истерик стало сокращаться, а запоминать он начал больше.
Это не произошло в один момент, мне не помог какой-то один подход.
Я пробовала разные системы похвалы, мотивации, разговаривала с ребенком долго и терпеливо, он соглашался со мной, а потом снова истерил в надежде, что я отстану.
А весь корень зла - в нарушении привязанности и абсолютном недоверии взрослым.
И это не вылечить таблетками.