Мистификаторы – есть такая профессия
Мистификация – это намеренная попытка введения множества людей (читателей, зрителей, слушателей), в заблуждение. Считается, что некоторые мистификации задумываются и осуществляются сугубо ради шутки. Но это, на мой взгляд, полная ерунда. Любая масштабная мистификация (если, конечно, она успешна), всегда связана с приличной прибылью…
Конкретный и поучительный пример. В 1969-ом году в США вышел «дамский» роман под названием – «Незнакомец пришёл обнажённым». Автором (как значилось на обложке), являлась некая Пенелопа Эш. Так себе книжонка: сплошные розовые сопли и душевные терзания, на совесть перемешенные с регулярным и разнообразным сексом. Но американкам «бальзаковского возраста» роман, тем не менее, пришёлся по вкусу, и продажи находились на весьма достойном уровне. Более того, одна из читательских «дамских» ассоциаций присудила «Незнакомцу» почётный приз. По этому поводу организовали, как водится, самое натуральное телевизионное ток-шоу. Зрители (вернее, зрительницы), забили зал до отказа. Было сказано много торжественных и пафосных слов про «отличную книгу, написанную со вкусом и дающую возможность по-новому взглянуть на взаимоотношения женщин и мужчин…». Потом щеголеватый ведущий попросил выйти на сцену миссис Пенелопу Эш. Оркестр заиграл бодрый бравурный марш, но вместо почтенной женщины на сцену поднялось с десяток хмурых и явно смущённых мужчин среднего возраста. Публика была в шоке…. Как потом выяснилось, всё началось с хмельной шутки. Компания журналистов выпивала в баре и ругала – на чём свет стоит – современную американскую литературу, предназначенную для широких читательских масс. И в какой-то момент Мак Грейди предложил «накропать» – по-быстрому и совместными коллективными усилиями – «классический гадкий китч». Каждый из участников проекта должен был написать одну главу (названия глав и сюжет придумали тут же), доставшуюся ему по жребию. Были также оговорены два обязательных условия: писать по возможности плохо, корявым языком, и не стесняться с постельными сценами. И уже через полторы недели роман был написан, скомпонован и отправлен в одно из крупных издательств, где его – к огромному удивлению журналистской братии – приняли…
Ещё один характерный пример – художник Бэнкси, нынешняя английская знаменитость. Причём, «Бэнкси» – это такое прозвище. А как зовут этого человека на самом деле – никто не знает…. Рассказываю по порядку. Однажды сонный английский почтальон шагал по туманному Лондону. Случайно повернул голову и увидел в узком проулке-тупичке двух целующихся полицейских. Возмутился, конечно. А потом, подойдя поближе, хорошенько присмотрелся и понял, что это просто рисунок на стене дома. То есть, так называемое «граффити». Ну, и подпись «Бэнкси» внизу…. Вскоре народ сбежался. Начались восторженные «охи» и «ахи». Корреспонденты и журналисты прибыли. Так что, уже на следующий день уличный художник Бэнкси – посредством газетных передовиц – прославился на весь Лондон…. Ну, оно и началось после этого – новые скандальные «граффити» на стенах городских домов появлялись почти каждую неделю. Например, на стене нарисовано окно на уровне четвёртого этажа, в котором были видны целующиеся муж и жена, а за окном, держась за подоконник, висел голый любовник. И так это всё было натурально нарисовано, что случайные прохожие тут же вызвали по телефону полицию и пожарную охрану…. Популярные английские и американские издания уже несколько лет «охотятся» за Бэнкси, но без результата. Хитрый проказник ещё ни разу не попался…. Где же тут денежные отношения? А у Бэнкси установлены тайные деловые отношения с несколькими лондонскими галереями, где он и выставляет на продажу свои картины и всякие прочие художественные штуковины. Да и с ведущими аукционными Домами плотно-плотно сотрудничает. А богатенький народ скупает – за бешеные деньги – все эти, так сказать, произведения искусства. Как же иначе? Мол, загадочная знаменитость. Например, в 2006-ом году знаменитая певица Кристина Агилера купила работу Бэнкси «Королева Виктория – как лесбиянка» чуть ли не за миллион долларов….
Но некоторые мистификаторы – сродни обыкновенным мошенникам и жуликам. Пусть и гениальным. Вот, тот же Конрад Куяу…. В 1983-ем году немецкий журнал «Stern» опубликовал отрывки из рукописи, которая, как утверждалось, являлась тайным дневником Адольфа Гитлера, мол: - «За ближайшие восемнадцать месяцев всё полностью опубликуем. Все шестьдесят две тетради дневника и ещё отдельный блокнот, в котором раскрывается тайна перелёта Рудольфа Гесса в Англию…». Причём, сразу же было объявлено, что за эти документы владельцу было заплачено десять миллионов немецких марок. Это, конечно, была самая натуральная сенсация, и тиражи журнала тут же увеличились на триста тысяч экземпляров. Более того, уже через неделю лондонский еженедельник «Sunday times» выкупил права на публикацию «Дневников» в Великобритании и странах английского Содружества. Да и некоторые другие крупные европейские издания также намеревались опубликовать сенсационные дневники. Даже суперавторитетный американский «Newsweek» всерьёз рассматривал возможность публикации. … Через некоторое время состоялась пресс-конференция, на которой Петер Кох, главный редактор журнала «Stern», рассказал, что бесценные документы были найдены в обломках немецкого самолёта, разбившегося в апреле 1945-го года под Дрезденом, и долгое время хранились в ГДР, а теперь, мол, тайно перевезены в ФРГ. Последовал вопрос от уважаемого английского историка Дэвида Ирвинга: - «Проводились ли какие-либо химические исследования чернил, тетрадного клея и бумаги?». Тут-то и выяснилось, что редакция «Stern» – в погоне за «горячей» сенсацией – не удосужилась произвести научных экспертиз, которые могли бы точно определить подлинный возраст рассматриваемых документов. Бывает, конечно. Правда, Петер Кох утверждал, что почерк в документах очень-очень-очень похож на почерк Гитлера, да и стиль изложения, безусловно, его. Поэтому, мол, и все сомнения абсолютно беспочвенны…. Тем не менее, вскоре Алан Булок, английский биограф Гитлера, обратился к Правительству ФРГ с официальной просьбой – учредить полномочную комиссию для тщательного исследования «Дневников». Комиссию учредили, и она – после тщательных и кропотливых исследований – однозначно установила, что «Дневники», всё же, являются подделкой, так как использованные чернила, клей и переплёт из искусственной кожи были произведены уже после Второй мировой войны…. После этого, правоохранительные органы ФРГ всерьёз взялись за продавца «Дневников», то есть, за Конрада Куяу. А он, поломавшись немного ради приличия, признался, мол: - «Да, это я всё сделал. Вот, этими самыми ручками…». В итоге Конрада Куяу посадили на четыре с половиной года в тюрьму…. Но история на этом не закончилась. Куяу, у которого обнаружили рак гортани, вышел из тюрьмы через два года. Вышел и с удивлением осознал, что знаменит. Более того, на него тут же посыпались (в секретном порядке, естественно), заказы на подделки различных документов и картин. Но в тюрьму Конраду больше не хотелось. Подумав немного, он открыл коммерческую компанию под названием – «Галерея подделок». То есть, начал мастерить подделки (исторических документов и картин Великих мастеров), легально, украшая каждую из них специальным штампом: - «Подлинная подделка, выполненная Конрадом Куяу». И этот бизнес процветал до самой смерти мистера Куяу…