Найти тему
Валентин Разуваев

Мальстрём или воспоминания о прошлом

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Иногда, глядя в морские дали, задаюсь вопросом, отчего мы так неравнодушны к водной стихии? И чем дольше размышляю, тем сильнее возникает желание проникнуть в тот таинственный мир. Море всегда притягивало к себе человека, ведь это его колыбель. Всё живое на нашей планете появилось благодаря ему. Когда-то очень давно наши общие доисторические предки покинули морские глубины и освоили сушу. С тех пор прошли сотни миллионов лет, но, что удивительно, человек помнит, откуда он родом. Вероятно, на генно-молекулярном уровне хранится та информация. Чаще дремлет, но когда просыпается, не даёт человеку покоя, не отпускает, заставляя всё сильнее всматриваться в морские глубины. Точно омут или водоворот какой-то, так море притягивает к себе. Одним словом – Мальстрём.Именно так по-норвежски (Malstrøm) называется водоворот. Кстати, имеет он вполне точные географические координаты. В Норвежском море у берегов Лофотен между островами Москенесёй (Moskenesøya) и Верёй (Værøy) ещё с незапамятных времён происходят сильные приливные течения. Особенности морского дна и близлежащие скалистые острова вызывают в этом районе мощные завихрения водных масс, что влечёт за собой образование водоворотов. Мальстрём хорошо известен всем морякам. Встреча с ним – это настоящее испытание, как для корабля, так и его команды. Впрочем, так было лишь в прошлые времена, когда размеры судов были значительно меньше. Однако свою репутацию Мальстрём сохранил до сего дня, и виной тому писатели и поэты. Одним из первых его упомянул американец Эдгар Аллан По. В рассказе «Низвержение в Мальстрём» он так ярко описал противоборство человека с водоворотом, что читатели поверили ему, а британская энциклопедия даже перепечатала отрывок на своих страницах. Рассказ потряс современников. Эдгар По представил Мальстрём в виде чудовищной бездны, засасывающей всё, что попадалось у неё на пути. Герой повествования — рыбак, чудом выживший благодаря пустой деревянной бочке. Ему удалось привязать себя к ней, и тем спастись из страшного водоворота. Правда, при этом мужчина полностью поседел. Другим, кто отважился бросить своих героев в пасть чудовищу, был французский писатель Жюль Верн. В романе «Двадцать тысяч лье под водой» есть эпизод, когда Наутилус капитана Немо следует курсом через Мальстрём. Именно тогда профессору Аронаксу, его слуге и китобою Ленду удаётся бежать с подводной лодки. Они чудом спасаются из водоворота и попадают на берег, где их находят местные жители. О своём спасении и о многом другом профессор впоследствии напишет книгу. Не обошли стороной Мальстрём и русские классики. У поэта Валерия Брюсова есть стихотворение, и хотя говорится в нём о Париже, но сравнение с водоворотом не случайно:

«...Париж, ты съединил в своей священной чаше, Готовя страшный яд из цесен и идей!«…Ты человечества — Мальстрём. Напрасно людиМечтают от твоих влияний ускользнуть…»

У Николая Гумилёва есть такие строчки:

«…Быстрокрылых ведут капитаны,Открыватели новых земель,Для кого не страшны ураганы,Кто изведал мальстрёмы и мель…»Мальстрём неоднократно упоминался в различных произведениях, так велико его влияние на души творческих людей. Однако образ всепоглощающего водоворота не оставляет равнодушным и простого человека. Сознание причастности к тайне, которой миллионы лет, заставляет иначе взглянуть на многие вещи.Как знать, может Мальстрём — это и не водоворот вовсе, а некий сложный портал между прошлым и настоящим, этакая тонкая нить, как цепочка ДНК, связывающая нас с очень далёкими предками. Всё в этом мире вышло из воды. И мы сами по большей части из того материала. Рождаясь, человек навсегда покидает водный мир, и лишь память о нём остаётся. Год за годом, капля за каплей тикают наши часы. И в конце придёт час, остановится время, и закружит водоворот, поглощая всех и вся, но пройдут миллионы лет и всё вновь повторится, всё непременно вернётся, на то он и водоворот. Мне посчастливилось побывать в районе знаменитого водоворота. Наш паром следовал курсом Moskenes – Bodø. Мы покидали Лофотены, и в лучах закатного солнца море казалось мне колыбелью. Миллионы лет несёт оно свои волны, создавая новые жизни.

И малая капля не одинока, если где-то существуют моря

© Copyright: Сергей Рябцев, 2016