Работая в школе, порой приходится замещать коллег. Если это всего один урок, тогда он проходит чаще всего без проблем : дети не знают, чего ожидать от педагога, они насторожены. Но, скорее всего, при второй встрече дети будут себя вести так, что будет трудно реализовать учебный процесс.
Что же происходит с детьми, когда они разлучены со своим учителем, когда перед ними чужой человек, с которым нет тёплых и доверительных отношений?
При разделении с нашими привязанностями, а учитель является привязанностью ребёнка, в нас поднимаются очень мощные эмоции - это и фрустрация, и тревога, и стремление к контакту и близости. Дети могут проявлять агрессию, дерзить, не слушаться. И тут нам поможет перекрывание разлуки с учителем : мы можем сказать, что учитель о вас много рассказывал, все поручил, все объяснил, что передал привет, что скоро вернётся. Возможно, вы найдёте сходства между собой и коллегой, которого замещаете, это может тоже уменьшить пропасть между вами и учениками.
Нам стоить ожидать того, что дети не захотят с нами сотрудничать. Это связано с инстинктом противления: мы не хотим слушаться тех, к кому не привязаны. Поэтому вместо борьбы с этим мощным инстинктом, лучше потратить силы на установление контакта - через взгляд, улыбку, кивок. Ожидая противления, мы не будем так сильно разочарованы.
Летом я замещала коллегу в группе шестилеток. Первые минут 25 они держались за контакт со своим педагогом: я много раз сказала, что ваша учительница мне все передала, что она посылает вам привет, что она очень гордится вами и т.п. Но когда они утратили чувство контакта со своим учителем через меня, я почувствовала мощное сопротивление от детей: они всем своим поведением показывали, что больше не могут меня слушаться, повторять за мной слова и делать, как я прошу.
В моменты, когда противление становится слишком сильным, важно не сделать пропасть между нами ещё глубже. Противление смягчается игрой, сменой активности, заверением того, что даже такое поведение не разрушит наши отношения. И здесь опять-таки поможет само ожидание противления детей. Ведь они не могут идти за нами только потому, что у нас есть какой-то педагогический статус.
Принимая во внимание незрелость детей, их неспособность сотрудничать с теми, к кому они не привязаны, а также мощные эмоции, которые возникают от разлуки с постоянным учителем, мы сможем построить урок так, чтобы перекрыть разделение, активизировать инстинкты привязанности и смягчить противление.
Елена Фурдак
Photo by National Cancer Institute on Unsplash