Найти тему
Хочу читать

Книга недели: «Проект “Барнабус”» братьев Фэн

 Автор: Виктор Цыплев
Автор: Виктор Цыплев

На русском языке вышла новая книга братьев Фэн, известных в России прежде всего графической притчей для детей и взрослых «Там, где океан встречается с небом». «Проект “Барнабус”» — история в том же узнаваемом, оригинальном стиле. Это детально иллюстрированная от форзаца и до последнего разворота, футуристическая сказка с прозрачным сюжетом, но отнюдь не простым подтекстом.

В ответе за созданное

Существует расхожее мнение, что слоны боятся мышей. Отчасти оно оправдано, хоть и не дотягивает до строгого научного факта. Многие животные из отряда хоботных действительно пугаются издаваемых грызунами шорохов, потому что их шорохи напоминают звуки крадущихся хищников. Мышь и слон — в целом популярный вариант противопоставления маленького и юркого зверька большому и величественному гиганту. Вспомнить хотя бы адаптированную на русский язык Александром Сумароковым басню Лафонтена, где мышь потешается над огромными размерами слона и в итоге высмеивается сама как пример неоправданного чванства. Неожиданным гибридом этих противоположных с точки зрения традиционного восприятия животных является главный герой этой книги по имени Барнабус. Он — «слономышь», маленькая и пушистая, но с копытами и хоботком. Барнабус живёт под стеклянным колпаком в секретной лаборатории, которая находится в подвале магазина «Идеальные питомцы». Учёные в скафандрах кормят его любимой едой — сыром и арахисом, а по соседству обитают другие причудливые, забавные и беззаботные существа, тоже модифицированные наукой.

Всё меняется, когда главным другом Барнабуса становится Пип, обычный лабораторный таракан. Пип рассказывает о внешнем мире: городах, озёрах, горах и звёздном небе. Барнабусу хочется увидеть всё своими глазами, но шестиногий друг предупреждает: «Это невозможно». Почему, окончательно выясняется, когда лаборанты в защитных скафандрах ставят на нехитром стеклянном жилище «слономыши» красное клеймо «Неудача». Барнабус оказался далеко не идеальным питомцем, недостаточно милым и с маленькими глазками. Такого никто не купит себе домой. Вместо этого Барнабуса отправят на переработку. «А вдруг после переработки я перестану любить арахис? Вдруг меня никто не узнает, и я не буду больше мечтать о горах и звёздном небе?» — задаётся вопросами наш герой. Он вполне нравится себе и без переработки, а потому начинает готовить настоящий побег, который в итоге заканчивается успешно и для него, и для остальных «неудачных проектов».

Важно, что история перед нами не столько написанная, сколько нарисованная. Скорее даже прорисованная — подробно, с подходом настоящих живописцев. Поэтому настроение Барнабуса и других героев, их эмоции и мысли зачастую передаются изображением не хуже, чем словами. Картины ночного города и озёр, вырастающие из мечты Барнабуса о свободе, страх «неудачных проектов», когда в момент побега их застукали лаборанты — именно благодаря иллюстрациям действие ненадолго превращается в камерный, но остросюжетный триллер. Оформление можно с уверенностью назвать отдельным достоинством книги. На форзаце читателю открывается загадочная, начерченная с убедительной торопливостью, схема научного опыта, в результате которого Барнабус появился. Даже указан специальный термин из реальной нейробиологии и генной инженерии — белок протокадерин. Братья Фэн любят использовать все цвета, в том числе яркие и кислотные. Но у пёстрой цветовой гаммы здесь угадывается своя логика. Спокойная, сине-зелёная первая часть повествования рифмуется при помощи красок с последними страницами — лунной ночью, когда неидеальные питомцы находят новый дом в парке под звёздами. А напряжённые моменты погони и освобождения таинственного монстра в подвале представлены в угрожающих, чёрных и рыжих тонах.

Сцена освобождения монстра — как раз одна из ключевых. Убегая от учёных, герои попадают в тёмный подвал. Там они встречают кого-то очень большого и странного, запертого в металлической колбе с водой, из которой виден только один недобрый, зелёный глаз. Сначала никто не горит желанием освобождать явное чудовище, однако подумав, Барнабус всё же уговаривает остальных открутить люк и выпустить существо. «Он — неудачный проект. Такой же, как мы», — заявляет «слономышь», на миг превращаясь в вожака стаи. Как и многие, изначально сотканные из противоположностей герои, Барнабус обладает даром эмпатии. Он умеет смотреть на вещи с разных точек зрения и становиться на место другого. И поэтому в итоге принимает верное решение — действительно, всем удаётся спастись именно благодаря монстру. Дело в том, что «Проект “Барнабус”» — сказка с намёком условно и для младших школьников, и для взрослых с подростками. Одна мораль истории довольно простая. Даже если кто-то кажется странным, чуждым, или, как в книге, «неудачным проектом» — это не значит, что к нему можно относиться с презрением и предубеждением. Он просто другой, и возможно у него есть масса незаметных на первый взгляд достоинств. Примеры тому — и запертый в колбе монстр, и сам Барнабус, и его собратья.

С другой стороны, идея искусственного создания живых существ отсылает нас к «Франкенштейну» Мэри Шелли, к тем классическим историям, где ставится вопрос об этичности научных экспериментов. Пытаясь сделать что-либо идеальное, совершенное, будь то порода животного или оружие, человечество нередко проявляет отъявленную жестокость или создаёт нечто опасное для себя же. В романе Мэри Шелли чудовище Франкенштейна глубоко несчастно и страдает от одиночества. Уже потом, в блокбастерах по мотивам произведения британской писательницы оно стало кровожадным и бессердечным. «Проект “Барнабус”» тоже посвящён поиску себя и своего счастья теми, кто оказался для человека ненужной ошибкой на пути к прогрессу. Книга напоминает: ответственность за тех, кого мы приручили — это также и ответственность за тех, кого мы создали. Она включает в себя, как минимум, нашу обязанность избавить живое существо от неволи. Лучший же вариант — как следует подумать, прежде чем вмешиваться в созданное природой.