Найти тему
ПрепON

"Уничтожьте систему оценок" О знании и оценивании от автора "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" и от меня

Оглавление
"Иногда мне кажется, что профессия препода — что-то между трюкачеством и буддистским срединным путем"
"Иногда мне кажется, что профессия препода — что-то между трюкачеством и буддистским срединным путем"

Я взяла книгу Роберта Пёрсига "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом" исключительно из-за названия и заверения приятеля "Книга того стоит". Стоит часов вчитывания и зависа над каждой фразой. Читать было трудно, и не потому что она оказалась про состав мотоцикла. Как раз наоборот: мотоцикл был очень понятной иллюстрацией к мозговыносяще сложным рассуждениям.

Мне хочется показать вам отрывок о системе оценок, знании и образовании из книги. Но сначала ➡

О чём книга и чем меня зацепила

Когда я поняла, что главный герой и автор этого road-романа — бывший преподаватель колледжа, усмехнулась первый раз. Второй — когда узнала, что в рамках психического лечения ему пропустили электричество через мозг и он забыл большую часть своей первой преподавательской личности. Её автор-рассказчик прозвал Федром, и я обрела нового любимого литературного героя.

Иронично. Иногда мы с коллегами мечтаем забыть всё и избавиться от профдеформации. Кто готов на столь кардинальный метод?
Включить-выключить человека. А что, так можно было?
Включить-выключить человека. А что, так можно было?

По сюжету Федр читал курс риторики в колледже и бесконечно мучился знакомыми каждому преподу вопросами: хорошо ли он преподает, есть ли польза от его работы, как заставить студентов шевелить мозгами. И выводил это всё на экзистенциальный уровень. Эти размышления и метания отозвались мне "I feel your pain, bro".

Более всего увлек пассаж про оценивание студентов и внешнюю стимуляцию к познанию. Неожиданно было услышать мысли, которые как в зеркале отражают твои собственные.

Есть ли зло в оценках? Отрывок из книги с комментариями

I feel your pain bro
I feel your pain bro

Оценки тормозят учеников и студентов или дают им дополнительный стимул? Имеет ли это что-то общее с мотивацией познавать и узнавать? Или же оценки — это только хлыст и пряник, сохраняющий порядок в учебных процессах ради самих процессов.

NB: Здесь и далее курсивом под линией цитаты © Роберт Пёрсиг "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом".

"Школы учат подражать. Если не подражаешь тому, чего хочет учитель, тебе ставят плохую оценку. Здесь, в колледже все, конечно, изощреннее: ты подражаешь учителю, но пытаешься убедить его, что не подражаешь, а берешь самую суть его наставлений и продолжаешь самостоятельно. Тогда ставят пятерки".

Школьные сочинения и эссе по плану в последней части ЕГЭ. Обязательная глава/параграф со ссылками на авторитетные источники в курсовой. Даже заставляя подражать, ученикам и студентам не объясняют, зачем они это делают. "Почему мы должны процитировать здесь классика?" — "Так в стандартах написано".

"... оригинальность может принести всё что угодно, от пятерок до колов. Против неё — вся систем оценок. <...>"

Мой приятель в седьмом классе написал, что Печорин — зарвавшийся гадёныш, возможно, социопат, но точно не сложно-выгнутая личность. Ему поставили три и сказали, что он неправильно понял автора. Хотя в плане сочинения "Герои романа Лермонтова «Герой нашего времени»" не говорилось об игре в угадайку. А про то, что думать при написании нельзя, мы узнали уже после этой истории.

Оставшееся время в школе приятель писал приемлемые сочинения и получал четверки и пятерки.

"Уничтожьте систему оценок — тогда и будет настоящее образование".

В тексте эту фразу произносит сосед Федра, преподаватель психологии. Если нет внешней оценки, то остаются лишь ты и знание. Ведь ты, студент_ка, за этим сюда пришл_а, в университет?

Нуууу....

"Мама с папой хотят диплом", "с высшим образованием легче на работе", "не знал, что дальше после школы делать", "ну все в универ идут, а я что?"

В целом, не удивляет, что в вузе студенты забивают на получение знаний и погружаются в рутину взросления. Нужно найти подработку, метаться между ней и особо злобными лекторами, закрывать "хвосты", немного жить. Какое познание, милый друг?

Дальше в романе Федр упраздняет оценки на один семестр на своем курсе по риторике. Студенты в непонятках и даже возмущены: "А ради чего мы здесь все?"

"Федр описывал ... конкретную судьбу воображаемого студента, более или менее типичного для их колледжа: он заточен только для работы на оценку, а не на знание, кое оценка вроде как лишь представляет".

Такой студент не понимает ценность знания и не может получить его и даже его подобие без наказания — системы оценивания.

Из потока студентов, которых я видела за пять лет своей академической карьеры, не более 10-15% действительно воспринимали учебу в университете как путь познания. Обычно это были очень необычные ребята, с большой сознательностью и сложным видением жизни. Для остальных же, даже самых блестящих учеба в унике была скорее школой взрослой бессмысленной суеты в стиле "за два часа до дедлайна" и "итак сойдет".

(И вспоминается вечное "Дело даже не в самом подворотничке")

Величайшая проблема такого студента — рабская ментальность, встроенная годами кнутно-пряничной системы оценок...

Парам! Докопались, как обычно, до системы.

Задача Федра в Храме Разума была — сделать из человека с такой погнутой ментальностью свободного человека. Такого, который сам осознает потребности в обучении и может понять, для чего это ему нужно.

Противоположность человека-продукта кнутно-пряничной системы — тот самый мотивированный осознанный студент, о котором мечтают все методисты программ и начинающие преподаватели. Тот самый человек, о котором говорят современные модели обучения и моделирования футуристического будущего. Этот человек не просто мул, тянущий паровоз цивилизации (опять-таки образ из книги). Он или она — личность, способная менять цивилизацию.

Но если этой личности с 6 лет твердят, что главная цель "пятерки в четверти" и "зачетка без пересдач" — о каких свободах и мечтах может быть речь?

Оценки vs внутренняя мотивация

Когда-то я думала, что мое нежелание ставить оценки за творческие и проектные работы — только придурь и вообще показатель некомпетентности. Но разбираясь в вопросе оценивания, я всё чаще наталкивалась на грустную правду жизни: в образовании оценка — это пряник и кнут, разбивающие внутреннюю оригинальность, мотивацию и любовь к обучению.

Оценка — это внешняя мотивация, стимуляция, пустая, как рублевая бумажка без подкрепления золотом. А золото — это внутренняя мотивация.

Одним из популярных аргументов против внешней стимуляции в обучающей и творческой деятельности был эксперимент с детьми и рисованием в 1973 году. Одной группе пообещали награду за рисунки, другой просто неожиданно вручили её, а третью оставили в покое. Угадайте, кто себе спокойно и в удовольствие рисовал? А вот первая группа растеряла всякий интерес к карандашам и краскам.

Подробнее об экспериментах с мотивацией по ссылке.

С обучением тот же расклад. Когда мы были детьми, мы с интересом спрашивали обо всём: "Почему стул называется так?", "Куда пропадает солнце?", "Почему я слышу звук?" Это внутренняя мотивация — познание мира.

А в школе неожиданно начали "стимулировать": поощрять правильное познание и неправильное. И родители почему-то очень заценили звездочки и пятерочки в дневнике. Фокус внимания с познания переместился на зарабатывание статусных оценок.

И продолжился аж до студенчества, до порога "Храма Разума", где... ситуация повторилась. За редкими исключениями студенты заняты получением зачетов и автоматов и прохождением 4-годичного курса, чтобы потом показать диплом работодателю и начать уже учиться работать "как надо".

А по сути — усваивать новую систему оценивания и категорий.

Положительный прогноз: всё вернется к началу

Гипотетический студент Федра с ментальностью "кнута-пряника" становится механиком в мастерской и начинает тянуть рабочую рутину. Год, два, пять — все по-разному. Но:

Его <бывшего студента - О.К.> творческая разумность, заглушенная слишком большим количеством теории и слишком развитой системой оценок в колледже, теперь пробудится от скуки мастерской. Тысячи часов утомительнейших механических проблем заставят его больше интересоваться конструкцией машины. Ему понравится конструировать машины самому. Он начнет думать, что мог бы заниматься чем-нибудь получше. Он попытается модифицировать несколько машин, добьется успеха, начнет искать еще большего успеха, но не сможет преодолеть блокаду, поскольку не будет теоретической информации. Он обнаружит, что если прежде чувствовал себя дураком из-за отсутствия интереса к теоретической информации, то теперь нашел сферу теоретической информации, к которой испытывает огромное уважение, а именно инженерную механику.

Похоже на интерес ребенка к миру, который был в самом начале, до прихода его или её в школу, в систему оценивания. Человек, бывший студент и ученик, забывает бессмысленность оценочной системы и снова открывает в себе мотивацию к познанию мира:

И поэтому он вернется в нашу школу без категорий и оценок — но с одним отличием. Он больше не будет замотивирован на оценки. Он будет замотивирован на знание. Чтобы учиться, ему не понадобятся внешние толкачи. Он будет приводиться в движение изнутри. Он станет свободным человеком.

За отмену оценок или против?
За отмену оценок или против?

-----------------------------------------------------------------------------------------

На канале "Преподавай Онлайн" — новости, инструкции, советы и просто размышления на тему образования в 21 веке и в онлайн.

-5