Найти в Дзене
Евгения Левина

Русская музыка

Музыкальная культура на Руси начиналась, как и везде, с создания народных песен. Песни обычно сочинял народ, но уже в Древней Руси появились музыканты-профессионалы – певцы-сказители, сопровождавшие пение игрой на гуслях. Такой певец упоминается в “Слове о полку Игореве”, звали его Баян. Были также скоморохи. Они выступали на площадях, ярмарках, их приглашали на свадс

С конца XVII века начинает развиваться и светская музыка. Очень много для этого сделал великий русский царь Пётр I. Входит в обычай домашнее музицирование – исполнение одноголосных песен в сопровождении клавесина, арфы или гитары, а позднее из них вырастает и бытовой романс.

Во второй половине XVIII века начинают открываться музыкальные театры, где ставились первые отечественные оперы.

XIX век принёс влияние романтизма. В музыку приходят сказочные, фантастические образы.

Рождение русской оперы “Иван Сусанин” М. И. Глинки открыло русскую классическую музыку. В этой опере Глинка поднял на высший для своего времени уровень профессионального мастерства музыкальное произведение, при этом не только не утратив национального своеобразия, но и выявив его так полно и ярко, как это не сумел сделать ни один из предшественников великого композитора.

-2

С середины XIX века начинается огромный общественный и культурный подъём в России. Публичные концерты стали проводить регулярно, в оперные театры приходит новая публика. Развивается и музыкальная критика.

В 1859 году великий русский пианист и композитор А. Г. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, которое очень много сделало для развития музыкальной культуры. В 1862 году он добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения – Петербургской консерватории и встал во главе её. В первом выпуске консерватории были П. И. Чайковский, крупный музыкальный критик Г. А. Ларош. Долгое время профессором этой консерватории был Н.А. Римский-Корсаков. Теперь консерватория носит его имя. В 1866 году открывается консерватория в Москве, ее основал брат А.Г. Рубинштейна – Н.Г. Рубинштейн. В этой консерватории преподавал П.И. Чайковский, а впоследствии консерватория стала имени Чайковского. В Московской консерватории обучались такие известные композиторы, как С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин.

-3

Приезд в Петербург молодого композитора и пианиста Милия Алексеевича Балакирева было событием поистине историческим. К этому молодому таланту тянулись молодые композиторы- любители. Он познакомился с военным инженером Цезарем Антоновичем Кюи и офицером Преображенского полка М.П. Мусоргским. К ним присоединились большой знаток искусства В.В.Стасов, учащийся морского корпуса Н.А. Римский-Корсаков, профессор химии А.П. Бородин, позднее они познакомились с П.И. Чайковским. Всех этих различных по профессиям людей объединяло одно – огромная всепоглощающая страсть к музыке. Так сложился кружок, известный как “Могучая Кучка”. Появился он только благодаря Балакиреву, его таланту, творческой смелости, внутренней силе. Члены этого общества обсуждали свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно они ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза и Листа.

Именно в кружке родились идеи по написанию опер по “Слову о полку Игореве” Бородина и “Хованщина” Мусоргского.

Постепенно деятельность “Могучей Кучки” принимает широкий общественный размах. В 1862 году Балакирев совместно с Г.Я. Ломакиным организовывает бесплатную музыкальную школу, дирижирует симфоническими концертами Русского музыкального общества, в которых исполнялась музыка его товарищей по кружку.

Членов “Могучей Кучки” связывала тесная дружба, они всегда были готовы поделиться с другом идеями, сюжетами, прийти на помощь. Так, Балакирев и Мусоргский подсказали Римскому-Корсокову сюжеты симфонии “Антар” и оперы “Псковитянка”; Кюи и Доргомыжский подарили Мусоргскому мысль об опере “Женитьба”; Бородин подарин Римскому-Корсокову сборник алжирских мелодий, откуда были заимствованы основные темы “Антара”.

-4

Балакиревцы восхищались красотой русской песни. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 – Римский-Корсаков. Деятельность “Могучей Кучки” оказала очень большое влияние на развитие всей музыкальной культуры XIX века.

-5

С помощью молитвы через акустические колебания вызываются совершенно другие процессы. Они ближе к тому, что сейчас называется энерго - информационной медициной. При этом могут происходить довольно глубокие изменения в состоянии больного организма и такие вещи, которые можно назвать необъяснимыми исцелениями.

-6

Положительный эффект в результате молитвы достигается в любом случае. Но если человек молится с верой и искренне, то эффект этот будет, несомненно, выше, нежели при механическом, хотя и регулярном чтении: элемент веры в данном случае нечто определяющее.

Психологи используют классическую музыку в сочетании со звуками природы в тренингах, чтобы помочь их участникам почувствовать себя более раскрепощёнными, расслабиться и раскрыть свою душу.

Также классическая музыка хорошо влияет на развитие плода. Я провела эксперимент на инкубаторских цыплятах, которые не вылупились в положенный срок. После двухдневного прослушивания классической музыки, они стали вылупляться один за другим! Это подтверждает целебное свойство музыки.

-7

Музыка, как один из главных видов искусства, сопровождала нас в процессе развития цивилизации. Она всегда являлась отражением наших духовных переживаний и неотъемлемой частью культуры каждой страны. Музыка, независимо от её направления, должна приносить радость, пробуждать чувство прекрасного. К сожалению в современном мире гармоничной музыке отводится все меньше места. Люди, особенно молодые, предпочитают слушать реп, тяжелый рок и т.д. Такая музыка побуждает людей совершать неблаговидные поступки, развивает депрессию, порождает конфликты. Говорят, “красота спасет мир”. Я надеюсь, что добро победит зло. И хорошая музыка будет для добра большим подспорьем.