Губернаторы российских регионов обратились к премьер-министру с предложением усложнить жизнь работникам такси из-за рубежа, при этом облегчив жизнь для водителей, имеющих российское гражданство
В обращении сказано: «С целью обеспечения доступности данного вида деятельности, в том числе для граждан, потерявших работу, легализации теневого бизнеса… считаем целесообразным на данном этапе допустить к осуществлению перевозок легковым такси физических лиц, являющихся гражданами РФ, оставив для иностранных граждан действующий порядок допуска к осуществлению перевозок в статусе индивидуальных предпринимателей или юрлиц». Обращение подписали мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьёв, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Суть вопроса сводится к тому, что гражданам России можно будет работать в такси, оформив статус самозанятого, а иностранцы будут вынуждены становиться юридическими лицами. На данный момент, чтобы работать в такси, нужно иметь статус индивидуального предпринимателя или любого другого юридического лица. Вот именно действующее законодательство хотят оставить для мигрантов. Своё решение обратиться к председателю правительства губернаторы приняли в связи с тем, что мигранты начали вытеснять русских с рынка перевозок. На данный момент в общей сложности в такси работают свыше 50% мигрантов от общего числа водителей. В случае если глав регионов услышат, то в разрабатываемый и прошедший первое чтение закон о такси будут внесены изменения.
Сразу же нашлись те, кто выступил против инициативы и назвал это дискриминацией. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в беседе с Национальной службой новостей заявил: «В экономической сфере нельзя дискриминировать людей по национальной принадлежности. Я бы лучше обратил внимание на профессиональные качества. Что россияне, что иностранцы ведут себя очень часто нагло, грубо нарушают ПДД, часто попадают в ДТП. Надо выяснить, кто становится виновником аварий, почему так происходит, и уже потом воздействовать на них. Самое главное, чтобы безопасность была, а кто за рулём — не важно». Безусловно, профессиональные качества важны. Но вот член Общественного совета при ГУВД Москвы Пётр Шкуматов, оценивая количество аварий с такси в 2019 году, в интервью «Известиям» заявил: «Когда люди, которые управляли автомобилем в небольших населённых пунктах, попадают в мегаполисы, им не хватает навыков езды в условиях напряжённого движения». Кроме того, Шкуматов рассказал, что в прошлом году в такси наблюдался прирост водителей из Средней Азии. Они же соглашаются на ненормированный график работы, что приводит к ДТП.
Кроме ограничений для мигрантов, губернаторы просят право регулировать количество автомобилей в такси. По их мнению, это будет лучше для конкуренции на рынке перевозок и может позволить снизить цены на услуги такси. Если рассматривать данную инициативу с точки зрения притока мигрантов, то всё просто: меньше такси — меньше водителей — меньше мигрантов, что в нынешних реалиях является довольно-таки хорошей мерой.
Стоит заметить, что с началом пандемии количество такси снизилось почти на 30%. Это связывают с тем, что много мигрантов, работающих в такси, покинули Россию. Таким образом, во многом это освободило места для местных жителей. В случае принятия предложенных поправок могут не только освободиться новые места, но и в целом это может привести к русификации рынка пассажирских перевозок.
Интересно наблюдать за вакансиями, размещаемыми таксопарками. Чаще всего требуются водители со стажем вождения от трёх лет, однако встречаются предложения и без требования опыта работы. Кроме того, редко можно увидеть в требованиях наличие водительских прав, выданных в России, Беларуси, Киргизии и Казахстане. На практике же получается, что устроиться в такси может любой иностранец. На конец 2019 года в России было около 600 тысяч таксистов. Учитывая, что больше половины из водителей — это мигранты, то складывается крайне опасная ситуация. Выражается это в том, что мы сами создаём внутреннюю угрозу в случае обострения отношений с народами, исповедующими ислам. Мы получаем около 300 тысяч мобильных, агрессивных и, возможно, вооружённых людей. Для понимания, что такое 300 тысяч человек: это треть от всей численности Российской армии, или почти половина от общей численности полицейских в нашей стране, или же число таксистов почти сопоставимо с общим количеством служащих в войсках Национальной гвардии России. Фактически внутри России создана армия, которая подчиняется только своим устоям. Прибавить количество таксистов-мигрантов к мигрантам, работающим на стройках, в курьерских службах и сфере обслуживания, и мы можем получить количество, сопоставимое с общим числом силовиков в нашей стране. Да, не все мигранты в случае каких-либо выступлений возьмутся за топоры и вилы, но такая угроза есть, и в данный момент, возможно, принятие более жёстких мер хотя бы в отношении таксистов может не уменьшить, но точно сдержать количество гостей, занятых в перевозках.