Часто можно встретить утверждение, что новорожденный похож на чистый лист, на котором можно написать все, что угодно, или на мягкий пластилин, из которого можно "слепить" человека с нужными нам качествами характера и личности.
На самом деле оно достаточно спорное. Известно, что в формировании личности ребенка задействованы как биологические факторы, так и социальные. Причем у здорового ребенка последние преобладают по своей значимости.
#личность ребенка
И вот представьте ситуацию.
Розовощекий карапуз с ангельским выражением лица, мирно играющий в кроватке, вдруг разражается плачем. Он то зовет маму, то отталкивает ее от себя.
Столь противоречивое поведение можно списать на несколько причин. Одна из них - это доминантное желание малыша удержать маму возле себя.
Из этой же серии поведение крохи при #укладывании спать. Мама, уставшая за целый день ухода за малышом, переделав текущую домашнюю работу по дому, как правило, к вечеру уже падает с ног.
Но малыш, как свежий огурчик, бодр и весел. И требует "на ручки", "сказку", "песенку", "горшок", "обнимашки", "водичку" и этот список можно продолжать до бесконечности, потому что он не только не кончается, но и повторяется по кругу.
У мамы закономерно появляется раздражение и нетерпение. Она настаивает на укладывании и встречает еще большее сопротивление малыша. Он все больше хочет удержать маму при себе.
В психологии есть термин "первичный эгоизм" - это безраздельное обладание малышом его матерью.
#ребенок эгоист
Вы же помните, что #новорожденный продолжает оставаться в тесной связи с мамой, поскольку он без нее не может выжить? Поэтому такого рода первичный эгоизм является спасением для малыша и помогает маме почувствовать свою значимость во время ухода за ним.
Так рождается это неповторимое чувство единения и близости с малышом, которое в дальнейшем перерастает в более глубокие отношения.
Рассмотрим два варианта поведения мамы:
Мама принимает высокую потребность в привязанности
Если в первые недели и месяцы мама охотно принимала малыша с его высокой потребностью быть с ней рядом, то спустя некоторое время происходит удивительная вещь: кроха, насытившись полностью маминой близостью и ее присутствием, начинает более уверенно "выползать" в огромный мир и с радостью его исследовать.
А начав ходить, он эмоционально и физически крепнет и способен спокойно обходиться какое-то время без мамы в присутствии других близких.
Потому что он уже знает, что мама всегда его и будет с ним, когда придет. И ему не нужно судорожно ее искать, плачем требовать ее возвращения и бояться ее отпускать.
Таким образом необходимость в первичном эгоизме исчезает. Подрастая, такой ребенок становится способным замечать потребности близких ему людей и помогать им.
Мама отказывает в восполнении потребности в привязанности или недостаточно близка к малышу
Но что происходит, когда мама не дает малышу возможности быть с ней столько, сколько ему нужно?
Он начинает цепляться за нее, больше плакать и панически бояться отпускать ее от себя. И чем больше мама раздражается, тем больше кроха "липнет". Возникает замкнутый круг.
В среднем дошкольном возрасте такой ребенок склонен продолжать удерживать маму возле себя. Он как бы пытается восполнить то, что недополучил в раннем детстве.
Если мама продолжает ту же линию поведения, то отталкивая его и ругая за излишнюю привязанность, то растворяясь в его жизни, первичный эгоизм постепенно перерастает... в махровый эгоизм и даже инфантильность.
В результате, ребенок за своими потребностями чаще всего перестает видеть нужды других и плохо понимает, что не только ему необходима забота, но и другим.
Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх. Буду благодарна за ваши репосты, чтобы другие мамы тоже смогли прочесть ее.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на наш канал.