В средние века творилось много всякой странной и трудно поддающейся осмыслению современным человеком дичи. Бесконечные распри, голод, государственные перевороты, болезни, безумные волеизъявления монархов и прочие "радости" не добавляли простому люду вкуса жизни.
Масла в огонь подливали еще и вспышки непонятного заболевания, поражающего население Франции, Германии и других европейских стран (вопросы границ и территориального деления мы опустим, вы поняли о чем я говорю). Симптомы у болячки были достаточно специфичными и, по меркам рьяно религиозного общества того времени, очень настораживающими.
Люди начинали пускаться в пляс без причины, видели и слышали галлюцинации (преимущественно разнообразную чертовщину), бились в конвульсиях, а впоследствии наделялись неиллюзорным шансом еще и получить гангрену конечностей (и, как следствие, остаться без рук и\или ног). Власти искали причину подобных вспышек, которые удивляли своей многочисленностью и цикличностью, и нашли ее достаточно быстро. Виной всему, как тогда полагали, были дьявольские силы, порабощающие души простого люда. К тому же, многие больные действительно видели бесов и прочих чертов, что только укрепляло позиции священнослужителей.
Болезнь была беспощадна и "отлично" дополняла свирепствующую на континенте чуму, оспу и прочие холеры. В какие-то моменты проявления эрготизма (сейчас это называется именно так) или "Антониева огня" выглядели относительно безобидными.
Например, в 1518 году в одном из городов на территории современной Франции женщина начала совершенно беспричинно танцевать, не обращая внимания на внешние раздражители. Все было бы ничего, но впоследствии к ней присоединилось около 400 человек, а адское диско продолжались сутками напролет, в результате чего многие из танцоров падали замертво от истощения, не выдержав сумасшедшего ритма. Если не считать относительно небольшого количества жертв (по тем временам), то это было одно из самых невинных проявлений эрготизма.
Однако, не все так радужно. Эпидемии заболевания продолжались на протяжении почти полутора тысяч лет (или, как минимум, фиксировались), а в отдельные годы число только официально зарегистрированных жертв исчислялось десятками тысяч, не считая огромного количества калек, оставшися без конечностей. Результатом такого масштабного вмешательства в европейскую жизнь стало создание целого монашеского ордена, пытавшегося лечить болезнь (получалось плохо), а также массовых "охот за ведьмами" и достаточно брутальных попыток экзорцизма.
Неудивительно, что несмотря на все предпринимаемые меры, вспышки продолжались вновь и вновь, подкидывая работу инквизиторам, священнослужителям и прочим религиозным деятелям того времени.
Что же было причиной заболевания, почему его не могли вылечить и почему чаще всего ему были подвержены именно простолюдины?
Виновата во всем спорынья. Это гриб, паразитирующий на злаковых культурах, и особенно распространявшийся именно в холодные и сырые годы, служа дополнением к и без того сложному быту людей. Несмотря на то, что спорынья достаточно заметна на растении, мало кто заморачивался обработкой колосьев, и вместе с ними в муку попадали и алкалоиды, родственные современным галлюциногенным препаратам.
И если сейчас исследователи и исследователи собственного подсознания могут быть относительно уверены в составе синтетических препаратов, с которыми они работают, то бедным крестьянам в хлеб попадал совершенно безумный коктейль ядовитых веществ, который и вызывал вышеозвученные симптомы. В зависимости от вида спорыньи, которая попала на стол в виде хлеба, проявления были разными - либо это были галлюцинации, судороги и спонтанные танцы, либо диарея и безудержная рвота, либо ужасающая вазоконстрикция с последующей гангреной и вынужденной ампутацией конечностей.
Иногда на кубике неудачи выпадало комбо и человека ждали страшные мучения и смерть. По воспоминаниям современников, в отдельных случаях целые деревни вымирали в течение нескольких дней.
Само собой, подобное странное явление проявило себя и в творчестве тех времен. Например, некоторые картины Иеронима Босха (и не только) вполне тесно связаны с проявлениями эрготизма.
В те времена до истинной причины так никто и не докопался, хотя отдельные разумные попытки избегать заболевания все-таки предпринимались. С одной стороны знать, у которой в рационе хлеб не доминировал, была реже подвержена "бесовским проказам". С другой - в сильно лежалом или, грубо говоря, очень старом хлебе активные вещества спорыньи деактивировались и больше не могли причинить существенный вред человеку.
Так или иначе, но оба этих варианта не стали руководством к действию, а последняя официальная вспышка эрготизма была зарегистрирована все в той же Франции аж в 1951 году (по факту, совсем недавно).
В настоящее время спорынья никуда не делась, но методы обработки зерна позволяют надежно от нее уберечься, а значит и спонтанных смертельных рейвов около булочной больше не будет.
Если вам было интересно читать про то, как травились люди в средневековье, то можете прочитать про то, как сейчас травятся муравьи.