«Разочарование моё полное; я не вижу действительной свободы здесь ни на волос... Эта республика — рай для богатых; они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые чёрные происки окупаются деньгами...». Эти слова в 1859 году в обращении к Герцену написал донской казак, полковник российской императорской армии Иван Васильевич Турчанинов известный в США как Russian Thunderbolt (Русский Гром) — после трёх лет пребывания в Америке. Однако, прославился он в итоге не своими письмами и заметками. Именно Турчанинов стал первым (и единственным) гражданином Российской Империи, дослужившимся до звания бригадного генерала США, и отличившимся громкими победами на самой кровавой войне в истории америки — гражданской войне между севером и югом.
Начало пути
Родился Иван Васильевич в 1822 году в семье небогатого Донского помещика, и происходил из семьи потомственных военных — оба его дяди Андрей Петрович Турчанинов (1779-1830) и Павел Петрович Турчанинов (1778-1839) во время наполеоновских войн получили генеральские эполеты. Жизнь будущего "американца" весьма стандартна для дворян того времени — кадетский корпус в Петербурге, войсковая гимназия, артиллерийское училище.
Наш герой сделал блестящую карьеру в Российской армии, участвовал в подавление восстания в Венгрии в чине поручика, а во время Крымской войны уже дослужился до полковника.
Уже в то время он видел несовершенство общественного устройства Русского государства, в частности наличие в оном крепостного права и даже водил дружбу с будущим Императором-Освободителем Александром вторым.
Дух авантюриста
Не смотря на замечательную военную карьеру, Иван Васильевич не мог смотреть на происходящее в его стране и обратил своё внимание на запад, на США - молодую страну которая по слухам была оплотом свободы, возможностей и демократии, а так же стремилась к освобождению собственных "крепостных". Решив что там он сможет бороться за свои идеалы, а так же обладая врождённым духом авантюриста, Турчанинов, не предупреждая собственное руководство, вместе со своей женой Надеждой переезжает в США, за что тут же увольняется из императорской армии.
Сначала они приобрели ферму под Нью-Йорком и попробовали заняться земледелием, однако быстро разорились. В то же время сменил имя на Джон Бэзил Турчин (John Basil Turchin), а его жена на Надин.
За одно благодарю Америку, — писал Иван Васильевич в письме Герцену. — Она помогла мне убить наповал барские предрассудки и низвела меня на степень обыкновенного смертного; ...никакой труд для меня не страшен
Вскоре после этого супруги переехали в Чикаго штат Иллинойс, где Джон устроился на работу инженером и стал хорошо зарабатывать, но мирная жизнь быстро ему наскучила и как только война между севером и югом свалилась на головы американцев - наш герой тут же записался в ряды войск севера.
Гражданская война в США
Российский дворянин сразу получил чин полковника, и стал начальником 19-го Иллинойского полка, тогда солдаты сами выбирали себе командира, и «русский казак» им понравился. Жена следом за мужем примкнула к полку в качестве лекаря, развернув полевой лазарет. Правда, уже через год отношения между Турчаниновым и его прямым руководителем генералом Доном Бюэллом испортились — «казак» как противник рабства отказывался возвращать плантаторам беглых негров-рабов, скрывавшихся в военном лагере. Поскольку Бьюэлл сам был рабовладельцем (а это было не редкость и среди северян), ему это крайне не понравилось. Бьюэлл так же был раскритикован нашим героем за излишнюю пассивность в ведении боевых действий, в результате чего было проиграно много сражений. В итоге Турчанинов, не спросив Бьюэлла, решил проявить инициативу и начал наступление — его отряды вошли в Нэшвилл и Хантсвилл, а вот в Афинах (которые не в Греции, а в штате Алабама) подчинённые полковнику северяне пограбили местных, лишив войска южан припасов. Именно после этого случая Иван получил в СМИ известность под прозвищем "Русский Гром" или "Безумный Казак". «Казака» отдали под суд и уволили из армии. Но когда он вернулся обратно в Чикаго - жители встречали героя с восторгом - толпы аплодировали Ивану Васильевичу на улицах, забрасывали цветами, барышни (к неудовольствию жены) расточали поцелуи. А президент Авраам Линкольн за проявленную смелость и инициативу своим указом присвоил «Джону Турчину» звание бригадного генерала и вернул на фронт в последствии уволив потерявшего доверие Бьюэлла.
Снова прославился наш генерал после битвы при Чикамоге (19-20 сентября 1863 года), когда армия северян потерпела поражение, и начала отступать. Генерал Турчин снова взяв инициативу в свои руки, с саблей в руке лично повёл свою бригаду в контратаку: отступающие смотрели на это, раскрыв рты. Солдаты «казака» прорвали оборону южан, но сами оказались в окружении. Однако, Иван Васильевич вместе с пленными и захваченными пушками решил идти напролом — и таки пробился к своим! В истории гражданской войны Соединённых Штатов этот манёвр называется «Турчинская атака в тылу врага». Новый успех ждал российского дворянина в сражении при Чаттануге 24-25 ноября 1863 года: не обращая внимания на плотный пушечный огонь, отряд Турчина захватил горную гряду под названием Миссионерский хребет. Русский ветеран Крымской войны шёл впереди, укладывая южан в рукопашную одного за другим. Ход войны после этой битвы был переломлен — инициатива окончательно перешла к сторонникам Линкольна. Очевидцы были поражены храбростью Турчанинова на фронте: он всегда бесстрашно атаковал превосходящие силы противника. А на фразу — «Их же больше!», презрительно отвечал — «Ну и что?». Пули не брали «казака», а вот здоровье, к сожалению, подкачало — в июне 1864 года генерал перенёс инфаркт, и через 4 месяца оставил военную службу.
Конец войны
Вернувшись обратно к мирной жизни, Турчанинов снова устроился инженером и начал помогать мигрантам из Европы в Иллинойсе — видимо испытывая особую симпатию к полякам, он основал колонию для них под названием "Радом". В то же время он написал ряд работ по истории Гражданской войны: «Битва у Миссионерского хребта», «Опыт и впечатления Гражданской войны» и другие. В этих трудах он систематизировал и обобщил полученный в ходе войны опыт. Военные сочинения Турчина не потеряли научного значения до сих пор. Но последствия сердечного приступа вновь дали о себе знать, у генерала появились проблемы с памятью, да и соображал он уже плохо, в следствие чего он уволился с работы и семья впала в бедность, так как жене чтобы ухаживать за мужем тоже пришлось уволиться. Семья оказалась в долговой яме. Бывший помещик обратился к императору Александру II c просьбой вернуться в Россию, но тот, видимо обиженный его эмиграцией в США, отказал. Бывшие офицеры «казака» не бросили своего генерала и добились для него кое какой пенсии — 50 долларов ежегодно, копейки даже по тем временам. Турчанинов, страдавший старческой деменцией, бедствовал, перебиваясь с женой с хлеба на воду и умер в нищите в 1901 году. Был похоронен за государственный счёт с военными почестями на военном кладбище города Маунт-Сити. Храбрец и герой, сражавшийся в Крымскую войну за Россию, а в гражданскую — за Америку, оказался не нужен ни прежней родине, ни новому государству. Надежда пережила супруга всего на 3 года — и упокоилась рядом с ним.