Небольшое музыкально-поэтическое чудо было опубликовано в интернет-пространстве в самом конце этого лета - Павел Быков и Илья Азаров записали мини-альбом на стихи поэтессы Инны Медведун (аудиозаписи есть в статье).
Об этом релизе мы поговорили с Пашей. О всех интересных деталях записи читайте в #интервью ниже.
Чья идея была замутить такой проект?
Идея проекта возникла случайно. В принципе, подобный опыт у меня уже был – в 2017 году мы с моим другом, композитором Ашотом Даниеляном, сделали большой музыкально-поэтический альбом. Все стихи там были посвящены морю, морской тематике. Но тогда практически все стихи подгонялись под уже готовую музыку, какие-то мелодии пришлось укорачивать, какие-то, наоборот, удлинять. Практически все мелодии были готовы и ранее игрались или были где-то выложены еще до того, как начали звучать совместно с моими стихами.
С этим альбомом идея пришла абсолютно спонтанно. В июле мы с Ильей Азаровым делали альбом с лучшими произведениями из моей новой книги стихов. Параллельно я захотел сделать один трек в подарок на День рождения Инны Медведун. Когда у нас с Инной был концерт в январе, мы в финале читали стихи друг друга под джазовый аккомпанемент. И один ее стих пришелся мне по душе. В начале июля я попросил Илью как-то музыкально оформить этот стих в подарок. Вообще, изначально планировалось между четверостишиями вставить отрывки из песен Летова, поскольку в этом стихе есть много аллюзий на него. В итоге получилось так, что Илья сделал гранжевую нойзовую гитарную аранжировку, как будто из консервной банки. Я говорю: "Илюх, это офигенно!", он в ответ: "Давай еще делать", я говорю: "Давай". В итоге из ста стихов Инны я выбрал пять. На самом деле чуть больше. Десяток стихов где-то выбрал, которые были мне наиболее близки, которые не очень женские и не очень личные. Вообще это интересный опыт – читать чужие стихи, впервые сделал это «под запись». Свои стихи ты всегда правильно прочитаешь как бы ты не прочитал - это твое авторское, а здесь огромная ответственность, потому что ты читаешь не свои. Но я специально выбрал стихи, которые сама Инна редко читает, кроме завершающего «Говоришь –любишь», это, конечно, её хит. Я специально послушал аудиоверсии этих стихов, которые есть в сети в её исполнении и постарался не повторить интонации, не сподражать.
Сколько времени прошло от изначальной задумки до релиза?
Задумка появилась на ходу. Ну месяц примерно, недели три мы это делали. Нас эта работа, на самом деле, очень погрузила. Когда Илья писал музыку для Инны, он очень вдохновился ее стихами и той идеей, которая у нас получалась, потому, что на альбом с моими стихами была задумана более эмбиентная музыка, лиричная, клавишная, а этот альбом с гитарными рифами неожиданно развернул пространство, в котором мы с ним взаимодействовали, совсем в другую сторону, дал еще больше воздуха для творческой мысли. Единственное плохо, что мы очень долго его выкладывали. Хотелось «релизнуть» альбом восьмого августа, а в итоге он был выложен только 28 числа.
Как появилась обложка?
Для иллюстраций книги, которую я сейчас готовлю, были выбраны картины моего друга Кирилла Аркадьева. Вообще история с его картинами и моими стихами очень давняя. Года 3 назад наш общий знакомый позвал меня на его День рождения, который проходил в виде выставки в Доме поэтов недалеко от метро Тверская. Я был в восторге от картин Кирилла и сказал ему: "Мы обязательно сделаем с тобой что-то совместное". На тот момент я работал с другим художником, Артуром Саряном, над новой книгой, уже были нарисованы черновики иллюстраций, и я не мог «перепрыгнуть» с сотрудничества с одним художником на сотрудничество с другим художником. Но я все равно держал в голове, что с Кириллом мы обязательно сделаем что-то вместе. А в этом году Кирилл начал серию портретов поэтов Москвы и позвал меня позировать, и нарисовал потрясающий портрет, где сквозь меня прорастает дерево. И когда я увидел итог, сказал: "Кирилл, это будет обложкой новой книги". Ну а дальше уже мы подумали про то, что и для обложки альбома со стихами из книги нужно взять его же работу. А поскольку появился еще один альбом, я сказал Кириллу, что хочу, чтобы всё было оформлено концептуально в одном стиле его картинами. Я приехал к нему домой, и мы вместе выбрали эту картину, это одна из лучших его работ. Он говорит: "Парни, вы настолько это всё с душой сделали, настолько это круто, что я даю вам возможность использовать эту картину в качестве обложки". Мне кажется, это картина очень уместна для обложки, потому что в альбоме в стихах постоянно звучат какие-то исторические параллели, постоянно звучит возвращение лирического героя (героини) к прошлому, постоянная борьба с прошлым, стихи будто мост в него. По мне эта обложка концептуально очень подходит для альбома. Недавно вышел сингл «Кухня» со стихом из новой книги и грядущего релиза, тоже с обложкой Кирилла. «Кухню» было решено выложить отдельно, поскольку произведение, полотно вышло масштабным, в записи стиха согласилась принять участие Инна, в результате получился не просто стих, а драматичный, чувственный диалог. 11 ноября выйдет целый альбом со стихами из книги, а в конце этого или начале следующего года – и сама книга. То есть концепция такая – будет четыре произведения искусства. Мало того, мы с Ашотом сейчас думаем о том, чтобы оформить какой-нибудь картиной Кирилла наш альбом "One More" 2017 года, переписать и перезалить его на цифровые площадки. У меня давно "свербило", что альбом вышел немножко "сыроватым". Не в плане музыки, а в плане текстов. Некоторые тексты были новые и очень жалко, что рядом с красивой музыкой стоят недоработанные тексты. А еще, некоторые стихи о море по разным причинам не вошли в тот альбом, что меня тоже гложет. Так что, возможно, мы пару-тройку текстов перезапишем, дозапишем и переиздадим альбом уже вместе с ними.
В альбоме со стихами Инны, мы работали над каждой строчкой, добивались правильного звучания, добивались того, чтобы паузы были правильно расставлены, потому что у нее очень сложные стихи. Это не силлабо-тоника, не традиционные стихи, фразы идут очень сложно и очень важно правильно поставить между ними паузу. Да, было всего несколько студийных сессий, но во время этих сессий была проделана огромная работа. Каждое стихотворение записывалось около часа. Нам вообще с Ильей было очень грустно заканчивать эти два альбома. Но у нас ещё есть в запасе стихи, записанные с моим голосом, там есть две очень глобальные вещи Инны, и мы думаем осенью-зимой что-нибудь с ними сделать. У меня вообще есть идея вспомнить клавиши и какую-то мелодию написать эмбиентную для этих двух стихов самостоятельно. Пока мы их не трогаем, но мы поняли, что это глобальные произведения и они не для альбома, потому что тогда концепция EP рушится. В июле мы сделали всего пять стихов не оттого, что спешили или из-за чего-то еще. В процессе работы мы с Ильёй сделали паузу и те пять треков, которые уже были у нас почти готовы, расставили в определенной последовательности. Важно, что мы расставляли очередность треков не советуясь друг с другом. В итоге, чудесным образом, мы расставили их в одной и той же очередности, и это было знаком. Мы поняли, что 6 трек, над которым думали в то момент, лишний. Альбом случился. Вообще этот жанр spoken word, его мало кто делает. Я посмотрел Вконтакте есть одна единственная группа, 6000 человек, посвященная этому жанру. Ну, а из моих друзей и тех, кого я знаю со Spoken word мало кто работает. Мне кажется это непаханое поле для поэтов и очень жаль, что мало кто делает, мало кто оформляет свои стихи под музыку. Инна как раз очень часто соединяет свои стихи с музыкой, более того иногда даже уходит в рэповую начитку. Веня Борисов, замечательный поэт, тоже подобный альбом делал. Арс-Пегас делал прочитку стихов под музыку. У Карины Акопян был собственный музыкально-поэтический проект «Белый шум». Ну понятно, что можно брать более известных, типа Соломоновой, Астаховой, Веры Полозковой, они подобным образом делали большие концертные программы. Камилла Лысенко, наша ровесница, тоже имеет несколько таких программ. Пожалуй, больше на ум никто не приходит.
А на какой студии вы работали?
В домашней студии. Мой друг Оганес Барсегян записывал мой голос, а сводил всё Илья у себя дома в Лос-Анджелесе. Дома работать хорошо, ты куришь, пьешь чаек и записываешь.