Для тяжелого метала 80-е годы были периодом расцвета. Это в 90-е его потеснят с вершин чартов гранж с альтернативой, а тогда метал был актуален и моден. Панк-волна 76-77 годов к началу 80-х тихо сошла на нет, и подростки из нового поколения, желавшие выглядеть крутыми, дружно стали напяливать цепи и напульсники с заклепками. Эта мода в весьма причудливой интерпретации дошла и до нас во второй половине 80-х. Но речь сейчас не о наших метал-группах. Мы обратим взор туда, где этот жанр возник. Первые свои пластинки записали Iron Maidenи Motörhead, долгожданный прорыв совершили Judas Priest, а Оззи всем наглядно показал, что и без заклятых друзей из Black Sabbath на многое способен. Но нашлись полные энтузиазмы молодые люди, которые решили, что хэви-метал недостаточно тяжел и брутален, и тексты там слишком наивные, и вообще это уже мейнстрим. А на всякий мейнстрим находится своя альтернатива. В 80-е альтернативой хард-роково-хэви-металлическому мейнстриму стал трэш-метал. Вскоре ушлые воротилы шоу-бизнеса быстро смекнули, что и на трэше можно рубить нехилое бабло, благо это музыка пришлась по душе огромному количеству молодежи, которым пришлась по душе агрессия и ярость, так и сочащиеся из каждого риффа, каждого крика вокалиста, каждого бласт-бита ударных. И лидеры жанра вроде Slayer и Metallica, в течение какой-то пары-тройки лет переместились из андеграундных клубов на стадионы, а клипы охотно стала брать в ротацию MTV.
В 80-е годы были основаны ведущие группы и жанра и записаны знаковые альбомы. В 90-е трэш дал толчок таким популярным в будущем жанрам, как металкор, мелодик-дэт, грув-метал, рэп-кор, индастриал-метал – трэшевые риффы во всех этих жанрах оказались уместны, а музыканты в интервью признавались, что в юности до дыр слушали Slayer. Предлагаю пройтись по семерке альбомов, которые стали знаковыми для трэш-метала.
Slayer – Show No Mercy (1983)
О Slayerмы уже с вами говорили в обзоре, посвященном знаковым дискам в целом для всего тяжелого жанра. Безусловно, их шедевральный альбом 1986-года Reign in Blood является классикой, выходящей за рамки трэша, и он заслуженно занимает место в одном ряду с Paranoidи Machine Head. Повторяться мне не хочется, но и не упомянуть Slayer в посте о трэш-метале – это нонсенс. Тем более что у группы дискография солидная, и каждый альбом заслуживает внимания. Но, говоря о знаковости той или иной работы для жанра, однозначно стоит сказать пору добрых слов о дебютнике Show No Mercy (ничего каламбурчик получился, да?). Это если не первый, то один из первых альбомов в стиле трэш-метал. Так агрессивно и быстро еще никто не играл (да-да, я помню про металликовский Kill ’Em All, который вышел аж на полгода раньше, но это скорее спид-метал, чем трэш, у Slayer подача материала все же изначально агрессивней была). Как показало время, в части агрессивности и жесткости звучания это далеко не предел, и Том Арайя еще не скримит, а поет относительно чистым голосом, и риффы вполне хэви-металлические, только сыграны пошустрее. После этого альбома о группе узнали, за ее творчеством стали следить, и ее звук стал ориентиром для многих молодых (ну как молодых, самим слэйеровцам тогда едва перевалило за 20) метал-банд, к какому звуку надо стремится. Сам альбом сами его авторы считали впоследствии несколько сыроватым и неважно спродюсированным, но в подобных записях есть свое очарование. И, в конце концов, это уже часть истории.
Anthrax– Among the Living (1987)
Anthrax– одна из групп, входящая в так называемую большую четверку трэш-метала наряду со Slayer, Megadethи Metallica. И из всей четверки у них карьера складывалась наиболее неровно. Взять хотя бы то обстоятельство, что это единственна группа из четверки где менялся вокалист, для любой группы ситуация стрессовая и рискованная. Тем более когда речь идет о замене вокалиста, с которым был достигнут международный успех. А успехом группа во многом был обязана вокалу Джоуи Беладонна. С ним группа до его ухода в 1992-м году записала несколько альбомов, сильнейший из которых, безусловно, Among the Living, вышедший в 1987-м году. По сравнению со Slayer, Anthrax звучал более мелодично, чему способствовал и голос Беладонна. Припевы песен при желании можно даже напевать. Сами песни музыкально сложны, при этом сыграны быстро, присутствуют смены ритмов и музыкальных тем в рамках одной песни. До сих пор считается, что это лучший альбом у Anthrax, равный которому они сочинить уже не смогли, несмотря на возвращение Джоуи Беладонна в группу в 2010-м году.
Kreator – Extreme Aggression(1989)
Что ж, перенесемся теперь из Америки в Европу, а точнее в Германию. Там тоже происходили интересные вещи. Так сложилось, что именно в Германии трэш-метал прижился наилучшим образом. По правде говоря, трэш-метал сцена в Германии настолько обширна и разнообразна, что о ней впору делать отдельный пост, ибо из-за формата выбора семерки альбомов, многие достойные команды и релизы останутся за бортом. Но раз уж решили писать о семерке, то скрепя сердце, ограничиваю свой выбор, и первые, кого мне хочется отметить, это Kreator.
Группа родом из рабочего города Эссен, ну а что могут захотеть играть простые парни из такого места? Уж явно не пафосный глэм или заумный прог. Или хардкор-панк, или трэш. Эти парни выбрали трэш, впрочем, тематика текстов песен у них вполне пересекалась со многими хардкор-группами. Это в основном глобальные проблемы человечества: гонка вооружений, экология, неравенство. Вообще, надо заметить, трэшеры принесли в тяжелую музыку социальную тематику. Extreme Aggression – альбом, после которого Kreator получили мировое признание и даже засветились на MTV. Некоторые фэны считают именно этот альбом лучшим у группы, так как в 90-е группа пошла на некоторое смягчение саунда. Нет, глэм с софт-металом они не заиграли, ни в коем разу, но альтернативные и даже индустриальные нотки появились, особенно на альбомах Outcast и Endorama. На последнем, кстати, одна из песен была записана при участии… Тило Вольфа, да-да, того самого, из Lacrimosa. По мне, так альбомы довольно интересные, но не всем подобные эксперименты понравились, и в 2000-х музыка Kreator – это снова трэш-метал, канонический и бескомпромиссный! А заложил основы этой бескомпромиссности именно легендарный альбом Kreator, тот случай, когда название на 100% соответствует содержимому!
Sodom– Agent Orange (1989)
Еще одна знаковая трэш-метал-группа из Германии – Sodom. Общностью музыкальной стилистики их сходство с их земляками, о которых мы писали выше, не ограничивается. Они тоже из рабочего города, только Гельзеркинхена, того самого, откуда футбольная команда Шальке. Интересная ситуация, если американские трэшеры из Лос-Анджелиса и Сан-Франциско, то в Германии из таких вот мест. Видимо, атмосфера к подобной музыке там располагает. Но вернемся к нашим героям, а точнее герою. Ибо, когда мы говорим «Sodom» - подразумеваем Томас Зух, известный любителям метала как Том Энджелрайпер. Он бессменный поющий басист и автор репертуара. Кроме того, у него еще имеется сольный проект имени себя любимого, где он рубит пивной панк, отдыхая от суровых трэш-металических будней. И, для полноты картины добавлю, что он сооснователь весьма любопытной банды Dezperadoz, однако там он только в дебютнике поучаствовал. Но главный его проект – это конечно Sodom. Их альбом 1989-го года Agent Orange – один из лучших в их дискографии, а также обладает званием самого продаваемого немецкого трэш-метал-альбома в мире. Альбом и вправду достоин внимания: есть и скорость, и запоминающиеся мелодии, и энергетика, и естественный «непричесанный» звук, и тематика текстов, повествующих о войне во Вьетнаме. Вообще за милитаризацию текстов группы некоторые критиковали, но тут уж на вкус и цвет. Не нравится – послушайте сольники Тома. Ну а Sodom, к слову, в этом году новинку выпустили, Genesis XIX, так что будем слушать!
Sepultura– Beneath The Remains (1989)
У кого, с чем ассоциируется Бразилия? Большинство уверенно назовет футбол. Многие дамы, разменявшие четвертый десяток, вспомнят бразильские мыльные оперы, коими пичкали в 90-е тогда еще охочую до экзотики аудиторию федеральные телеканалы. Но мы-то с вами знаем, в чем заслуга это южноамериканской страны перед человечеством, точнее той его частью, которая любит метал-музыку. Все правильно, именно из Бразилии происходит одна из наиболее самобытных метал-банд – Sepultura. На мой взгляд, пик их творчества – это альбомы Chaos A.D. 1993-го и Roots 1996-го годов. Там идеально соединились тяжесть трэш-метала и национальный дух. К сожалению, парни не выдержали испытания всемирной славой и высокими гонорарами. После триумфального Roots из-за конфликта ушел лидер группы Макс Кавалера. Макс собрал новую группу Soulfly, где продолжил линию, начатую в Roots, его экс-коллеги взяли нового вокалиста и стали рубить олдскульный трэш. Сравнивать эти две группы в рамках этой статьи я не буду, ибо речь мы здесь ведем о работе классического состава Sepultura – Beneath The Remains.
После этого альбома к группе пришел настоящий международный успех. К этому времени на парней обратил внимание такой уважаемый лейбл, как Roadrunner, а сделать на альбоме звук было поручено авторитетному в мире экстремального метала человеку - Скоту Бернсу, который записывал такие команды, как Death, Deicide, Cannibal Corpse и множество других. Четыре талантливых парня из Бразилии и маститый американский продюсер просто не могли сработать вхолостую и выпустить порожняк. Они и не подвели. Этот альбом оказался для Sepultura шагом вперед по сравнению с предыдущими двумя дисками. Тут мелодики нет, как у Megadeth или Metallica, только тяжесть, тяжесть и еще раз тяжесть, скоростной темп сменяется средним, чтобы вновь набрать скорость, Макс Кавалера грозно рычит в микрофон. Местами тут присутствуют элементы дэт-метала. Альбом замечателен еще и тем, что он показал: не обязательно родиться в США или Западной Европе, чтобы добиться успеха. При наличии таланта и трудолюбия можно пробиться и из мировой рок-провинции.
Megadeth – Peace Sells… But Who’s Buying? (1986)
Дэйв Мастейн, пожалуй, один из претендентов на победу в сомнительном конкурсе «мистер скверный характер» в рок-музыке. Будучи выгнанным в 1983 году из Metallica после очередного скандала, учиненного на репетиции, самолично Джеймсом Хэтфилдом, Дэйв не отчаялся, а сколотил собственную группу, назначив себя вокалистом. Так метал-музыка получила еще одну яркую и интересную группу. Всю карьеру Дэйв соревновался с заклятыми друзьями из Metallica по крутизне альбомов. Соревноваться с Metallica, конечно, занятие почти безнадежное, но, лично, на мой взгляд, альбомы команды Мастейна 90-х годов, в частности, Countdown to Extinction и Youthanasia, все же поинтереснее металликовских Load и Reload. Правда, к трэшу все это уже имело весьма отдаленное отношение.
Но Megadeth 80-х – это самый что ни на есть трэш, да, мелодичный, но мелодизм в этом жанре никто не отменял. Peace Sells… But Who’s Buying? – это второй альбом Megadeth. Блестящая и продуманная работа. Начиная с обложки, где изображена Генеральная Ассамблея ООН, надо полагать, после ядерной бомбардировки, идеально раскрывающая весь посыл пластинки, хлесткого названия, и заканчивая отличным материалом, тяжелым и мелодичным. Сравнивая этот альбом с металликовским Kill 'em All, в сочинении песен к которому Мастейн успел принять участие, возникает впечатление, что Дэйв свои музыкальные идеи развил в собственной группе, и у Peace Sells куда больше родства с Kill 'em All, чем у металликовского Master of Puppets, о котором мы поговорим чуть ниже. Отдельно стоит отметить титульный номер - Peace Sells, одна из самых известных песен группы, попавшая в саундтреки ряда компьютерных игр и звучала в заставке MTV.
Metallica – Master of Puppets (1986)
О таких эпохальных альбомах надо делать отдельные посты, а еще лучше их слушать, ибо музыка говорит сама за себя. Да простят меня поклонники традиционного рока, но я бы эту работу поставил один ряд с пинкфлойдовским The Dark Side of the Moon. Этот альбом показал, что трэш-метал может быть искусством. Такое разнообразие нечасто встречается в тяжелой музыке. В рамках одной песни может быть скоростное тяжелое начало, затем замедление темпа, после акустическая вставка и опять ураганный гитарный рев. При этом нет ощущения, что музыканты искусственно склеили разнородные инструментальные куски между собой в единое целое, нет. Каждый музыкальный фрагмент плавно перетекает один в другой. Все партии тщательно продуманы, и даже партии ударных вовсе не выглядят вспомогательным инструментом, отстукивающими ритм и задающими темп. Барабанные россыпи Ларса Ульриха слушать не менее интересно, чем виртуозные соляки Кирка Хэммета. К сожалению, этот альбом стал последним для трагически погибшего басиста Клиффа Бертона. И эта работа достойный ему памятник! И не зря футболки с изображением обложки пластинки пользовались огромной популярностью в 90-е среди подростков-любителей неформальной моды, наряду с изображениями Летова на фоне колючей проволоки и Курта Кобейна сотоварищи.
В заключении скажу, что этот обзор во многом неполон. И наверняка кто-то не найдет здесь именно свои любимые группы или альбомы. Но, на мой взгляд, без этих альбомов трэш-метал 80-х представить невозможно. И без трэша были бы невозможно многие музыкальные жанры 90-х и 2000-х.
А на сегодня все, спасибо вам за внимание.