Пытаться понять такое явление как современное искусство сложно. Тем более искусство вообще такая неоднородная штука и пытаться давать какие-то оценки ему трудно. Здесь нельзя мыслить категориями из серии – хорошо или плохо. В мире искусства это не работает. Там работают совсем иные законы. Тем более в мире современного искусства. Ведь оно не статично и развивается по каким-то своим законам зачастую непонятным для большинства.
Картина должна производить впечатление, фильм запоминаться, песня поражать. Правда с песнями нынче интересная такая история вышла, что их воспринимают как приложение к клипу. Картинка стала главнее, чем музыка. Но таковы современные реалии. И, пожалуй, таковы же реалии у современных художников. Вот сможете вы с ходу назвать кого-то похожего по влиянию на Пикассо или Сальвадора Дали? А нет таких людей. Никому живопись в обычной форме сегодня не нужна. Теперь в моде совсем другие художники. И один из этих художников наш с вами соотечественник. А именно уроженец Ленинграда Пётр Павленский.
Поскольку мы договорились с вами не мыслить категориями хорошего и плохого искусства, то будем использовать эпитет противоречивый. Да, именно таким и предстаёт в моём сознании Пётр Алексеевич. Противоречивый и неоднозначный творец. Конечно, его можно было бы окрестить простым городским сумасшедшим. Но больно уж широко его влияние на культуру современной России. Я даже и не смогу назвать, кто был бы известнее, чем он, на поприще всего этого акционизма.
Перечислять все его акции, наверное, нет смысла. Кто хоть немного следит за культурной или наоборот бескультурной жизнью, тот наверняка в курсе. Забавно, что к его деятельности подходят оба варианта. Все эти его заворачивания в колючую проволоку, поджоги дверей ФСБ и прочая работа с иголкой и ниткой получили широкое освещение в прессе. Можно даже сказать, что они всколыхнули общество. Как минимум всё это горячо обсуждалось. И в подавляющем большинстве случаев подобное творчество осуждалось.
Я же с самого начала был убеждён, что Пётр Алексеевич грезит политическим убежищем в какой-нибудь тихой европейской стране и получив его успокоится. Ведь это же только в России диктатура, а весь цивилизованный мир живёт иначе. Прям виделась мне простая как линия его судьба. В Росси начинаются гонения, а как им не начаться, если он нарушает закон? Далее следуют громкие заявления о репрессиях и счастливый отъезд в Европу, а то и в США. Не знаю, чем бы он там зарабатывал на жизнь, наверное, лекциями об ужасах тоталитаризма в России. Ну, или пошёл бы в грузчики. Во всяком случае, воздухом свободным дышал бы. Не то, что на родине.
Каково же было моё удивление, когда он начал чудить и во Франции. И честно скажу, я даже испытал не то что бы гордость, но радость точно. Павленский оказался настоящим буйным, а не клоуном, который горазд только в России устраивать свои акции. Судя по дальнейшим действиям французских властей, они тоже оценили деятельность Пети и отправили его в тюрьму. У них там не дремучая Россия и жечь двери банка нельзя даже во имя искусства.
Конечно же, пресса пошумела, но здесь интересно другое. Да, о современном искусстве я не могу сказать, что оно мне симпатично. Что я покажу своим детям акции Павленского и скажу – глядите! Он настоящий творец. Всё-таки его деятельность выходит за некую допустимую грань. Но, тем не менее, лично он вызывает у меня уважение. Потому что как показала уже история он готов творить свои чудачества в любой стране мира. И неважно где он живёт, в грустной России или сытой Франции. Он не продаётся, что в наше время стоит немало. Ведь тех же Pussy Riot быстро купили, и они моментально забыли о протесте. Чем и показали, что все их перфомансы были направлены на эмиграцию, а не в искусство. Соответственно вести речь о честном подходе не получится. Павленский же оказался совсем другим. Чем собственно и хорош.
А на сегодня у меня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.