Найти в Дзене
Деловая среда

Как воодушевлять сотрудников без материальных поощрений?

Оглавление

Почему люди предпочитают кормить голодных, спасать планету, бесплатно строить жилье малоимущим и распространять религию, когда им даже не платят? А предприниматель не всегда может найти приличного управляющего за 150 тысяч рублей, который бы также мотивированно работал? Рассказывает Дарина Дегавцова, победитель конкурса «Молодой Предприниматель России 2019».

Подписаться на канал «Деловая среда», чтобы читать полезные для бизнеса статьи.

Поощрение сотрудников — как грецкий орех. Стимулирование труда — это сама скорлупа, то есть мера или комплекс мер, направленных на удовлетворение конкретных потребностей сотрудника. А настоящая мотивация спрятана внутри.

В большинстве случаев стимулирование сотрудников происходит через материальное поощрение: оклад, бонусы, проезд и компенсации, оплата телефона, бензина, обучения, крутое рабочее место, розыгрыш путевки в Дубай, а еще все что по ТК РФ, но и не более.
Вы как бы закрываете базовые потребности сотрудника и даете ему надежность и чувство безопасности и даже атрибуты статуса и превосходства. Но этого, как правило, мало.

И такое стимулирование работает неэффективно, сотрудники садятся на иглу стимулирования, и каждое следующий бонус вызывает меньший эффект и воспринимается уже как должное. А ваша организация теряет деньги и позиции на рынке.

Идея 1 — вера в большую идею

Покажите сотрудникам, что они часть большого механизма, который влияет на огромное количество людей, помогает менять жизни. Что даже доставка писем может определить исход войны. Вселяйте веру в Идею вашего бизнеса. Без нее работать можно, но с ней легче искать лучших сотрудников. Так работают распространители религии — глубокая вера в Идею.

Напишите миссию бизнеса на стенах, говорите о ней на планерках каждый день, пусть все пространство офиса говорит о вашей Идее и миссии.

Идея 2 — помощь другим

Когда мы помогаем другим и получаем благодарность, мы получаем большое удовольствие. Вспомните случай, когда вы без просьбы помогли и увидели благодарные глаза и улыбку этого человека. Приятно, да? И вы сделали это не за деньги, а просто так. Вот и сотрудники хотят, чтобы их просто благодарили за работу и помощь. Так работают добровольцы, когда строят жилье для тех, у кого его никогда не было. Волонтеры, помогающие после катастроф. Врачи, уезжающие в места, где нет медицины. Люди способны на сильные поступки просто за благодарность.

Выражайте своим сотрудникам благодарность за работу: словами, аплодисментами, публичной похвалой, маленькими сюрпризами и даже заказом пиццы в честь большой выручки за день.

В моем опыте было такое. Сотрудница ушла, и сказала: «Вы даже не говорили спасибо, когда я выходила не в свои смены». Этот урок я запомнила и стала чаще благодарить своих ребят. Как ни странно, они стали работать с бОльшим желанием и энтузиазмом, чаще стали предлагать интересные идеи.

Идея 3 — чувство нужности и незаменимости

Есть такие люди, которым важно быть нужными. Об этом могут сказать фразы «Без меня вообще никак не справятся», «Я лучше сам/сама все сделаю». И чтобы активировать их мотивацию к работе, достаточно сказать: «Николай, вы же понимаете, что только вы справитесь с этой задачей», «Елена, без вас никак, срочно приезжайте» (хотя без Елены вполне можно было справиться), «Андрей Викторович, вы, как опытный специалист, лучше всех справитесь с таким ответственным заданием».

Таких людей удерживает публичная похвала и осознание, что они незаменимая часть организации, а Босс их любит и ценит, наделяет заданиями с высоким уровнем ответственности. А они чувствуют себя «отличником в классе» и им нравится такой статус.

Читайте также: