Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор итальянского армейского велосипеда Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея.

В коллекции Веломузея хранится необычный армейский велосипед – итальянский Bianchi Truppa modello 1925, изготовленный в конце 1920-х годов.

Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Вместо использовавшегося берсальерами карабина системы Каркано, на велосипеде закреплен немецкий карабин Маузер G-98K.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Вместо использовавшегося берсальерами карабина системы Каркано, на велосипеде закреплен немецкий карабин Маузер G-98K.

Велосипед имеет ряд интересных технических особенностей – складную раму, твердые резиновые шины и подвеску обеих колес, призванную компенсировать тряску, порождаемую сплошными резиновыми шинами. Свободного хода задняя втулка не имеет, а тормоз имеется только на переднее колесо. На заднем колесе с обеих сторон имеются звездочки с разным количеством зубьев и его можно перевернуть, тем самим изменив передаточное отношение. В сложенном виде велосипед переносился за плечами на ремнях, как солдатский ранец, что характерно для армейских велосипедов начала ХХ века. Аппарат оснащен креплениями для транспортировки карабина системы Каркано и небольшим багажником для перевозки груза. Машина довольно тяжела – ее вес около 18 кг, но зато чрезвычайно надежна.

Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. На головной трубе рамы располагается табличка, обозначающая принадлежность велосипеда к 8-й роте берсальеров-самокатчиков и учетный номер велосипеда - 1210.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. На головной трубе рамы располагается табличка, обозначающая принадлежность велосипеда к 8-й роте берсальеров-самокатчиков и учетный номер велосипеда - 1210.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева в сложенном виде.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева в сложенном виде.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Хорошо видна конструкция  подвески заднего колеса.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Хорошо видна конструкция подвески заднего колеса.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Фирменная табличка производителя - фабрики Bianchi.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Фирменная табличка производителя - фабрики Bianchi.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Заднее колесо крепилось вертушками - для удобства снятия. По разные стороны втулки имеются две звездочки с разным количеством зубьев. Берсальер переставлял колесо одной или другой стороной в зависимости от качества дороги. Вот такая вот "система переключения передач".  :-)
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Заднее колесо крепилось вертушками - для удобства снятия. По разные стороны втулки имеются две звездочки с разным количеством зубьев. Берсальер переставлял колесо одной или другой стороной в зависимости от качества дороги. Вот такая вот "система переключения передач". :-)
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Такими велосипедами вооружались итальянские элитные войска – Берсальеры. Первоначально, в середине XIX века, берсельерам отводилась роль ударных подразделений и горной пехоты. Они стремительно передвигались бегом, лёгким "берсальерским шагом". Также берсальеров можно было узнать по форменным широкополым шляпам-вайрам с пучком чёрных глухариных перьев (эти традиции сохранились по сей день). Постепенно берсальеры стали мобильной ударной пехотой. Впервые велосипеды на вооружении берсальеров появились еще в 1898 году. А в 1911 году благодаря усилиям лейтенанта Луиджи Камилло Натали в берсальерских частях появились отдельные отряды велосипедистов Bersaglieri ciclisti, вооруженные специальными складными велосипедами, изобретенными лейтенантом Натали и велосипедным фабрикантом Эдоардо Бьянки. Собственно, Bianchi Truppa modello 1925 является усовершенствованной версией модели 1911 года.
Берсальеры принимали участие в Первой мировой войне на стороне Антанты.

Берсальер-самокатчик на велосипеде Bianchi Truppa modello 1925. Фото 1920-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Берсальер-самокатчик на велосипеде Bianchi Truppa modello 1925. Фото 1920-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Особо отличились берсальерские полки в составе английского экспедиционного корпуса, защищавшие Иерусалим и окрестности.
Во Второй мировой войне берсальеры участвовали в боях на стороне гитлеровской Германии в Северной Африке и на Восточном фронте в составе «Экспедиционного итальянского корпуса в России» (Corpo di Spedizione Italiano in Russia, CSIR). В 1942 году корпус переименован в «8-ю Итальянскую армию», а затем в «Итальянскую армию в России» (Armata Italiana in Russia, ARMIR). Армия была практически уничтожена в ходе боев под Сталинградом и на Дону в декабре 1942 – январе 1943 года. После выхода Италии из войны в 1943 году и создания марионеточной Республики Сало берсальеры остались верны Муссолини. Кстати, Бенито Муссолини во время Первой Мировой войны был берсальером и отличился в боях. В феврале 1916 года Муссолини получил чин капрала (в приказе о присвоении чина было указано: «за примерную службу, высокий моральный дух и храбрость истинного берсальера». После войны планировалось распустить берсальеров навсегда, но правительство решило сохранить их в составе итальянских вооружённых сил. В настоящее время берсальеры являются элитными мотопехотными частями итальянской армии.

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Страница из армейского каталога деталей велосипеда Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из армейского каталога деталей велосипеда Bianchi Truppa modello 1925 из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.