Обращаем внимание, что в статье пойдет речь не о действительно проблемных семьях и ситуациях, когда необходимо вмешательство посторонних, а о семьях вполне обычных.
Защита детей - это правильно! Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, спокойно. И, действительно, если ребенок сталкивается с бедой, которая исходит от родителей, это огромная трагедия. И, в самом деле, государство и соответствующие органы должны обеспечивать безопасность и соблюдение прав ребенка.
Но как важно, чтобы это не доходило до абсурда. Мы рассмотрим некоторые спорные тезисы с точки зрения логики и реальной жизни.
1. Лишение ребенка детства.
"Дети должны играть и веселиться" - примерно таким образом это выглядит с позиции особо обеспокоенных людей. У ребенка не должно быть "обязанностей", его нельзя "заставлять работать", ребенка нельзя принуждать решать проблемы "не по возрасту". Какие проблемы по возрасту, при этом, не поясняется.
Если семилетний ребенок может, к примеру, пятнадцать минут посидеть с трёхлетним братом, пока родитель в душе - это считается признаком проблем. Не должен он это делать. И бутерброд тоже не должен - ему нельзя давать в руки нож. Дитя должно играть и веселиться, младший отпрыск должен, весело и играючи, сидеть на табуретке в душе, рядом с мамой, а бутерброд должен резать папа... Идиллия)))))
При этом образование ребенок должен получить обязательно. То есть, он может не уметь убирать за собой, но в школу ходить обязан.
Позвольте. Задача родителей, помимо всего прочего: подготовить дитятко к взрослой жизни. Взрослые люди, почти все, делают следующее:
- Обслуживают себя сами
- Следят за своим здоровьем
- Контролируют свои доходы и расходы
- Отвечают за свои действия
И в какой момент играющий и веселящийся ребенок должен научиться мыть посуду? Готовить? Рационально тратить деньги? Нести ответственность за свои действия?
Ответ прост: ни в какой. Серьезные действия игры не допускают. Дитя нельзя учить пользоваться газовой плитой, превращая это в игру, может очень-очень плохо кончиться.
Очевидно, что трехлетнего малыша не стоит учить самостоятельности. А пятилетнего? А семи? Десяти? Пятнадцати? Восемнадцати....стоп. К восемнадцати он уже должен всё это сам уметь. Парадокс.
2. Жестокое обращение с детьми.
Мы понимаем, что недопустимо бить детей. Понимаем, что нельзя морить ребенка голодом. Что нельзя совершать действия, которые могут причинить вред здоровью, как физическому, так и психическому.
Но где граница между жестокостью и наказанием? Ведь любое ограничение желаний ребенка его огорчает. Является ли жестокостью лишение мороженного? Будет ли жестоко заставить делать уроки, вместо того чтобы разрешить играть в телефон до утра?
Если ребенок за обедом решает, что пришла пора кидаться едой и равномерно мазать младшего кетчупом, жестоко ли выгнать из-за стола, чтобы до ужина подумал, на относительно голодный желудок?
Подчеркнем - речь идет о разовой ситуации, а не о постоянной тенденции.
3. Детский труд. Эксплуатация ребенка.
Вытекает из "Лишения детства" но достойно отдельного обсуждения.
Эксплуатация детского труда, это - когда ребенок работает "где-бы-то-ни-было" либо за деньги, либо за продукты питания. То есть, вынужден тем или иным способом зарабатывать на те необходимые вещи, которыми должны обеспечить его родители. Вариант, что работает он у родителей, конечно же есть.
Работа, в понимании трудоустройства, отличается от любого другого труда тем, что первичную выгоду получает работодатель, а не работник. То есть: работник делает ножки для табуреток и меняет эти ножки на зарплату. Работнику ножки не нужны, ему нужны деньги.
Труд, который несет первичную выгоду непосредственно исполнителю, уже не является "работой" как таковой. Сам сделал - сам использовал.
То есть: мытье посуды, уборка дома, приготовление пищи, и любые действия, (если подходят по возрасту и силам, конечно) которые несут благо ребенку - уже не эксплуатация. Обязанности, закрепленные за каждым членом семьи, несут простую цель: сохранение порядка и кофморта в доме. Если семья выращивает загородом овощи и фрукты - обслуживание этих посадок так же несут выгоду всем членам семьи, поскольку именно они являются потребителями.
Подмена понятий и замещение терминов.
Уже сейчас мы сталкиваемся с ситуациями, когда дети обвиняют родителей в жестокости, лишении детства, эксплуатации, потому что те не покупают им новые смартфоны или отказываются выполнять все желания дитяти. Доходит до служб опеки и судов. Хотя там, уже побывав в приютах, детишки обычно признаются во всех грехах))) Только это - не всегда помогает. Как минимум в двух известных случаях детишки так и остаются в приюте, хотя совершенно этого не хотят. К примеру 15-летняя Диана Романова, очень весело пошутила. Уже больше года не смеется. Или приемные девочки, написавшие жалобу. Которые "передумали" но, почему то, обратно домой их никто не повез.
Нужно понимать, что дети куда наивнее, прямолинейнее чем взрослые. Они не очень умеют предвидеть последствия своих действий, не понимают, что их поступки могут очень плохо кончится для них самих. Им никто не объяснят умных слов, а интерпретации, которые они находят в сети очень уж противоречивые.
Так же появилось огромное количество "доброжелателей" которые считают, что лучше знают, как "правильно" растить детей. Они чуть что пишут кляузы и подают "анонимные сигналы" службам опеки. Доносить на "нелюбимых" во все времена было славной традицией. Причем во всех странах.
И хорошо, если дело разбирают, а не просто ставят штамп не задумываясь.
Не пора ли, параллельно с защитой детей, начинать уже уточнять права родителей, защищать семьи, а не бежать разрушать их, руководствуясь непроверенными данными?
Может быть интересно:
ОСТОРОЖНО ДЕТИ - воспитываем или портим?