В предыдущих статьях я рассказывала о воспоминаниях отца Агафьи Лыковой Карпа Осиповича о своем детстве и о своих братьях и сестрах. Рассказы эти долгими зимними вечерами заменяли младшим Лыковым сказки. Дошла часть этих сказов и до нас.
Однажды, когда Карпу было 10 лет, старший брат Степан предложил ему пойти на на рыбалку на Бедуйское озеро за тайменем. Рыба это особенная, весь местный люд, да и купцы заезжие в Абазе, да Таштыпе больше всего тайменя уважали. Причем попадались такие экземпляры - до ста кг вытягивали. И если кому такое рыбацкое счастье улыбалось - праздник был в семье, можно было тогда и в тайгу за мясом не ходить. А из кожи тайменя умельцы даже обувь тачали!
Насчет мяса... Давным давно была я в Дагестане и там меня угощали шашлыком из осетровых. С тех пор лучшего шашлыка я не пробовала, хотя в том же Дагестане ела разные. Но этот... Если не знать, что он из рыбы - ни за что не подумаешь. Я бы даже так сказала: он был из рыбьего мяса.😉 Так что, хотя именно тайменя я и не пробовала, но все же радость жителей заимки понять вполне могу.
Маленький Карпуша не поверил сначала, что тятя его отпустит, но Осип Ефимович согласился, сказав, что пора младшему сыну таежной жизни попробовать. А Карп рад-радешенек - целое путешествие, до с ночевками зимними у костра! И в одно прекрасное утро, помолившись, отправились младшие Лыковы в путь.
Три дня им нужно было добираться до заветного озера: сначала вверх по Абакану километров 10, потом по Бедую в два с лишним раза больше. В общей сложности шли до озера 3 дня. Одну ночь провели на Горячем ключе, понежившись в горячей водичке, а остальное время ночевали в тайге у костра. Степан уже ходил на Бедуйское озеро с отцом и знал все самые хорошие для ночевок места. А ночлег устраивали так:
Перво-наперво отгребали снег с того места, где собирались устроить постель. На этом месте разводили большой костер, и, пока он прогорал, ужинали и резали пихтовые и кедровые лапы для постели. Затем начинали устраивать нодью (правда Агафья называет ее "надья") - самый долгогорящий таежный костер. К тому времени первый костер прогорал для углей, их отгребали в сторону, а это прогретое место выстилали подготовленными лапами. Затем над спальным местом натягивали холстину, которая была сразу и навесом, и экраном, отражающим, а значит удерживающим тепло.
Потом устраивали саму нодью: укладывали рядышком два кедровых бревна, а сверху наваливали березовое, причем оно должно быть сырым, а не сухостоем. Такой костер горел ровным и несильным пламенем в течение всей ночи. Ель и пихта для нодьи не годились из-за "стрельбы" искрами - большой был риск подпалить одежду во сне. В итоге прогретая земля и жар от нодьи позволяли спокойно переночевать в тайге даже зимой. Бывалые таежники, я думаю, прекрасно знают такой тип костра, а для читателей, кто так же, как и я далек от зимних лесных походов, я нашла замечательную иллюстрацию, только на ней нодья из двух бревен:
Как братья дошли до озера и что было дальше, читайте в следующей статье, подписавшись на мой канал.😉