Найти тему
Tatlin Apartments

Конструктивизм Москвы: знаковые объекты

Россия всегда была щедра на талантливых творческих людей, но пожалуй самым значительным вкладом нашей страны в мировую культуру может считаться направление в архитектуре, живописи и фотографии, известное как конструктивизм. Возникший после Октябрьской революции и существовавший до середины 30-х годов прошлого века, конструктивизм стал источником вдохновения и для архитектурных стилей других стран, прежде всего немецкого Баухауса и голландского Де Стейл. Сам Маяковский восхищался фактом возникновения нового художественного течения в России – «впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства».

Апологеты конструктивизма отвергали, существовавший ранее, принцип «искусство ради искусства», настаивая, что отныне, искусство должно служить исключительно практическим целям. Этот подход особенно заметен в архитектуре – четкая геометрия зданий, обилие стекла, необычные, лаконичные формы, монументальность и отсутствие декора стали отличительными признаками нового стиля. Кроме того практичность и функциональность легли в основу создания совершенно новых объектов, таких как фабрики-кухни или жилые дома-коммуны. Давайте прогуляемся по Москве и проследим историю конструктивизма.

1924-1925гг. Дом Моссельпрома. Калашный переулок 2\10
1924-1925гг. Дом Моссельпрома. Калашный переулок 2\10

Одно из первых зданий новой архитектуры не было возведено с нуля. К существующему пятиэтажному зданию (которое до революции задумывалось как доходный дом купца Титова), было решено надстроить два этажа и увенчать шестиугольной башней с зубцами, которая и придала дому яркий конструктивистский облик. Архитектором проекта стали Д.М. Коган и Н.Д. Струков, а башню спроектировал профессор ВХУТЕМАСа – А.Ф. Лолейт.

В 1925 году в «первом советском небоскребе» расположились склады и администрация Моссельпрома – пищевого треста Московского Совета народного хозяйства. Часть здания осталась жилой, там селились рабочие кондитерской фабрики имени Бабаева. Здание стало знаменитым не только из-за башни в 11 этажей. Оформлением декоративных панно на стенах дома, с рекламой продукции Моссельпрома, занимался известный художник и фотограф А.М. Родченко вместе со своей женой В.Ф. Степановой, а знаменитый слоган – «Нигде кроме, как в Моссельпроме», придумал сам Маяковский.

1925-1927 гг. Здание газеты «Известия»  Пушкинская площадь, 3
1925-1927 гг. Здание газеты «Известия» Пушкинская площадь, 3

Комплекс, состоящий из двух корпусов производственного и редакционного, был выстроен к десятилетию революции на Страстной площади. Дом редакции стал самой значительной работой архитектора Григория Бархина. Интересно, что архитектор принадлежал к старой академической школе и не причислял себя к авангардистам, однако ему удалось создать настоящий шедевр, точно восприняв все элементы нового стиля. Поскольку участок для строительства был невелик, а перед автором стояла задача уместить в одном здании весь коллектив редакции, то архитектор задумывал возведение над лестничным блоком 12-ти этажной башни. Однако, введённый в 1926 году запрет на строительство зданий выше 7 этажей в пределах Садового кольца, помешал этим планам.

1927-1929 гг. Дом культуры имени И. В. Русакова Стромынка 6
1927-1929 гг. Дом культуры имени И. В. Русакова Стромынка 6

Знаменитый русский архитектор Константин Мельников, по словам историков архитектуры, считал это здание наиболее значительным профессиональным достижением. Связано это, возможно с тем, что здание выстроено почти полностью по авторскому замыслу, тогда как многие другие проекты Мельникова подвергались существенным изменениям на разных этапах строительства. При этом, конструкция здания предусматривала множество сложных инженерных решений, инновационных для своего времени. Дом культуры стал первым в мире сооружением, в котором балконы амфитеатра размещались снаружи здания в специальных выступах. Чтобы разнообразить спектр мероприятий, Мельников разработал проект движущихся перегородок. Поэтому, вместимость зала варьировалась от 250 до 1500 человек. Конструктивистский шедевр Мельникова можно назвать зданием со сложной судьбой. Его капитальный ремонт стал возможен только в 2012 году, причем по словам историков архитектуры многие решения Мельникова при проведении реставрационных работ были безвозвратно утрачены.

1928-1932 Здание Наркомзема, Садовая-Спасская, 11/1
1928-1932 Здание Наркомзема, Садовая-Спасская, 11/1

Масштабный и значительный символ эпохи конструктивизма находится прямо на Садовом кольце, на пересечении с Орликовым переулком. Его автор Алексей Щусев, также не причислял себя к авангардистам, являясь скорее создателем неорусского модерна, в котором построены Казанский вокзал (начало строительства 1913 г.)и Марфо-Мариинская обитель(1912 г.). Наркомат земледелия стал, пожалуй, крупнейшим сооружением Щусева в стиле конструктивизма. Автор книги «Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935-1990 гг.» Андрей Рогачёв отмечал, что выбор нехарактерного для Щусева стиля конструктивизма был обусловлен архитектурными решениями окружающего пространства. Здание занимает целый квартал с внутренним двором в форме трапеции. Ассиметричные формы, скругленные углы, ленточное остекление, угловые часы с двумя циферблатами – любоваться зданием можно даже не зная ничего об истории архитектуры. Разумеется, как и во многих других конструктивистских постройках во главу угла ставились технические инновации и функциональность. В здании Наркомзема, например, впервые в Москве появились лифты непрерывного действия с кабинами без дверей. Яркие красно-оранжевые фасады это не исторический цвет здания - такую окраску стены приобрели в новейшее время.

2020 г. Tatlin Apartments Бакунинская, д. 5
2020 г. Tatlin Apartments Бакунинская, д. 5

Говоря о новейших временах нельзя не отметить новый всплеск интереса к конструктивизму. Неоконструктивизм также как и его авангардный предшественник опирается на функциональность и практичность. Примером может служить новый жилой комплекс Tatlin Apartments, расположенный в двух минутах ходьбы от станции Бауманская в центре исторического Басманного района. Конструктивистское здание телефонной станции начала ХХ века переосмыслено на совершенно ином уровне и дополнено будто парящим в воздухе объемом из стекла. Синтез конструктивистской архитектуры и современных форм повлиял на философию дома и его наполнение. Так в Tatlin Apartments расположатся зимний сад с всепогодной детской площадкой и зоной воркаута, видовые террасы, подземный паркинг, кафе и ресторан, салон красоты и спортивный клуб, образовательный центр для детей, коворкинг.

Все остальные пространства дома занимают апартаменты с панорамными окнами и функциональными планировками. Лаконичные интерьеры следуют стилистике конструктивизма — чёткие линии и функциональные детали. Именно для того, чтобы интерьер соответствовал авангардным идеям, все апартаменты предлагаются с готовой отделкой, чтобы сразу наслаждаться жизнью в новом доме.

Выбрать апартаменты в новом жилом комплексе, который наверняка станет визитной карточкой неоконструктивизма, можно на сайте застройщика.