Как в актуальной действительности уживаются процессы колоризации и обесцвечивания? Зачем делать кино черно-белым? Об этом и не только вы узнаете в этой статье.
С момента изобретения кино люди, занятые в индустрии, стремились наделить его звуком и цветом, чтобы как можно больше приблизить к реальности, усилить процесс погружения.
Одним из первых фильмов, которые увидели зрители, стал документальный фильм «Прибытие поезда». Черно-белый зернистый видеоряд без естественной озвучки: поезд движется вдоль перрона, на котором установлена камера, по направлению от правого края экранного полотна в левый угол. Представили? Во время той демонстрации (а это больше века назад) зрители вскакивали с кресел, чтобы не попасть под металл колёс — столь реалистичным казалось им зрелище. Представьте, что бы было, если они смотрели, например, «Аватар» да ещё в 3D очках?
Братья Люмьер (а это был именно их фильм), в те далёкие времена про технологии, задействованные в фильме Кэмерона, не могли и мечтать, но они точно знали: цвет — друг кино. Тогда и начались первые попытки колоризации. Кадры окрашивались вручную анилиновыми красками. Это был трудоемкий, длительный процесс, и к тому же совсем не совершенный: оттенки были плоскими и далекими от естественных.
Далее последовали эксперименты с применением цветных стёкол, проба светорасщепляющих оптических систем (дорогих и вновь несовершенных), съёмка сразу на несколько плёнок, цветное проектирование через собирающую призму и так далее, и так далее. Находились, конечно, компромиссные решения, которые приживались на длительный срок, но все понимали, что единственное решение, которое, наконец, освободит киноинженеров от утомительных поисков, — цветная плёнка. Более полувека кинематограф шёл к этому.
Сегодня в арсенале индустрии есть цветная плёнка, цифровая запись, а компьютерная колоризация достигла высочайшего уровня. Старые черно-белые фильмы реставрируются и окрашиваются (последнее, по правде говоря, чаще вызывает негодование, но, тем не менее, популяризирует кино — в чем и состоит главная задача процедуры).
Мы живём в во всех смыслах цветном мире. Нам в нем комфортно и привычно. Так зачем же в век развитой кинооптики, способной передавать на экране миллионы оттенков цвета, некоторые фильмы по-прежнему снимают в черно-белом формате?
Этому существует четыре основных объяснения:
1. Стилевое решение
Здесь можно провести утрированную аналогию с черно-белыми фотографиями. Помните, в конце нулевых случился бум на цифровое фото? Тогда каждый третий обладатель «зеркалки» гордо именовал себя фотографом и предлагал услуги профессиональной съёмки, разместив объявление на стене ВКонтакте. Обработка снимков происходила по стандартной схеме: ч/б-фильтр и тоненькая чёрная рамочка по контуру — хоп, и это уже не просто фото для архива, а кадр со смыслом — хоть на конкурс отправляй.
Это, конечно, шутливый пример, но как простая иллюстрация магии монохрома вполне подходит. Черно-белое изображение подчас выглядят более выигрышно в сравнении с вариантом в цвете. Фильтр, обесцвечивающий кадр, помогает раскрыть задумку, откалибровать атмосферу, а иногда и создать ее почти с нуля. Однако стоит понимать, что это не панацея: хорошее кино из плохого обесцвечиванием не сделаешь.
2. Как ретроспективный приём
Подсознательно черно-белый видеоряд мы ассоциирует с кино старой школы и сюжетами из прошлого. Так что использование ч/б-техники в современном кино о минувшем — в том числе и приём, благодаря которому достигается нужный психологический эффект. Яркой иллюстрацией этого метода является фильм Лопушанского «Роль», действие которого происходит в первой четверти XX века, — в какой-то момент можно обнаружить, что время потерпело метаморфозы: когда снят фильм? Игровой ли он? И вообще фильм ли? Полное присутствие.
3. Для концентрации внимания на идее повествования
Представьте себе героя, улепётывающего от погони по ночному Бродвею, искрящему неоном афиш и вывесок. А теперь представьте то же самое, только в ч/б. Чувствуете? Да активная сюжетная линия в обоих примерах остаётся за действием, однако пёстрые, разноцветные баннеры будут пытаться отвлечь зрительское внимание на себя. Так устроен человеческий глаз: он цепляется за цветовые акценты, за объёмы, за колористическую наполненность кадра, за гармонию/дисгармонию оттенков. И если перед режиссером нет цели сделать антураж одним из героев своего фильма или он намерен и вовсе вынести проблему за пределы пространства, то черно-белый видеоряд может прийти к нему на помощь. Кстати, для ещё большей концентрации внимания на идее используется обратная методика — приём цветового пятна. Один из ярчайших примеров — красное пальтишко из фильма «Список Шиндлера».
4. Для упрощения «архитектуры» фильма
В разрезе этой цели обычно используется чередование кадров. Так зрителям становится понятен эмоциональный окрас эпизодов и конструкционная логика фильма. Например, в драме «Джонни берет ружьё» реальность всегда черно-белая, а воспоминания, галлюцинации и сны покалеченного солдата — цветные. В фильме «Американская история Х» — черно-белые кадры символизируют ошибку, заблуждение, а также иллюстрируют наивность социальной модели черно-белого мира. В антиутопии «Плезантвиль» цвет — метафора важности глубоких разнообразных чувств: проступая через монохром, он иллюстрирует силу жизни.
Как видите, существование черно-белого кино в современном мире вполне оправдано. Монохромные картины нисколько не уступают в образности и глубине транслируемых мыслей цветным — оттенки способен различать не только глаз, но и душа. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг когда-то просмотренный черно-белый фильм помнится вам цветным — живым и красочным его сделали вы :)
В следующей статье я расскажу вам о нескольких великолепных черно-белых фильмах, снятых в XXI веке. Подписывайтесь на канал CINEMACOUNTRY, чтобы не пропустить