Найти тему
Cinemacountry

Интересные факты о черно-белом кинематографе в XXI веке

Как в актуальной действительности уживаются процессы колоризации и обесцвечивания? Зачем делать кино черно-белым? Об этом и не только вы узнаете в этой статье.

Кадр из оскароносного фильма "Артист" (2011)
Кадр из оскароносного фильма "Артист" (2011)

С момента изобретения кино люди, занятые в индустрии, стремились наделить его звуком и цветом, чтобы как можно больше приблизить к реальности, усилить процесс погружения.

Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота" (1895)
Кадр из фильма "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота" (1895)

Одним из первых фильмов, которые увидели зрители, стал документальный фильм «Прибытие поезда». Черно-белый зернистый видеоряд без естественной озвучки: поезд движется вдоль перрона, на котором установлена камера, по направлению от правого края экранного полотна в левый угол. Представили? Во время той демонстрации (а это больше века назад) зрители вскакивали с кресел, чтобы не попасть под металл колёс — столь реалистичным казалось им зрелище. Представьте, что бы было, если они смотрели, например, «Аватар» да ещё в 3D очках?

(надеюсь, Хичкок меня простит). Кадр из фильма "Психо".
(надеюсь, Хичкок меня простит). Кадр из фильма "Психо".

Братья Люмьер (а это был именно их фильм), в те далёкие времена про технологии, задействованные в фильме Кэмерона, не могли и мечтать, но они точно знали: цвет — друг кино. Тогда и начались первые попытки колоризации. Кадры окрашивались вручную анилиновыми красками. Это был трудоемкий, длительный процесс, и к тому же совсем не совершенный: оттенки были плоскими и далекими от естественных.

Кадры из черно-белой и раскрашенной версий фильма "Путешествие на Луну" (1902)
Кадры из черно-белой и раскрашенной версий фильма "Путешествие на Луну" (1902)

Далее последовали эксперименты с применением цветных стёкол, проба светорасщепляющих оптических систем (дорогих и вновь несовершенных), съёмка сразу на несколько плёнок, цветное проектирование через собирающую призму и так далее, и так далее. Находились, конечно, компромиссные решения, которые приживались на длительный срок, но все понимали, что единственное решение, которое, наконец, освободит киноинженеров от утомительных поисков, — цветная плёнка. Более полувека кинематограф шёл к этому.

Сегодня в арсенале индустрии есть цветная плёнка, цифровая запись, а компьютерная колоризация достигла высочайшего уровня. Старые черно-белые фильмы реставрируются и окрашиваются (последнее, по правде говоря, чаще вызывает негодование, но, тем не менее, популяризирует кино — в чем и состоит главная задача процедуры).

Штирлиц и Мюллер принимаю работу колоризаторов
Штирлиц и Мюллер принимаю работу колоризаторов

Мы живём в во всех смыслах цветном мире. Нам в нем комфортно и привычно. Так зачем же в век развитой кинооптики, способной передавать на экране миллионы оттенков цвета, некоторые фильмы по-прежнему снимают в черно-белом формате?

Этому существует четыре основных объяснения:

1. Стилевое решение

Здесь можно провести утрированную аналогию с черно-белыми фотографиями. Помните, в конце нулевых случился бум на цифровое фото? Тогда каждый третий обладатель «зеркалки» гордо именовал себя фотографом и предлагал услуги профессиональной съёмки, разместив объявление на стене ВКонтакте. Обработка снимков происходила по стандартной схеме: ч/б-фильтр и тоненькая чёрная рамочка по контуру — хоп, и это уже не просто фото для архива, а кадр со смыслом — хоть на конкурс отправляй.

-6

Это, конечно, шутливый пример, но как простая иллюстрация магии монохрома вполне подходит. Черно-белое изображение подчас выглядят более выигрышно в сравнении с вариантом в цвете. Фильтр, обесцвечивающий кадр, помогает раскрыть задумку, откалибровать атмосферу, а иногда и создать ее почти с нуля. Однако стоит понимать, что это не панацея: хорошее кино из плохого обесцвечиванием не сделаешь.

А вот наоборот — вполне: тот же «Мертвец» Джармуша в цвете сильно бы потерял в глубокомыслии и эстетике, став «одним из» всего лишь. Кадр из фильма
А вот наоборот — вполне: тот же «Мертвец» Джармуша в цвете сильно бы потерял в глубокомыслии и эстетике, став «одним из» всего лишь. Кадр из фильма

2. Как ретроспективный приём

Подсознательно черно-белый видеоряд мы ассоциирует с кино старой школы и сюжетами из прошлого. Так что использование ч/б-техники в современном кино о минувшем — в том числе и приём, благодаря которому достигается нужный психологический эффект. Яркой иллюстрацией этого метода является фильм Лопушанского «Роль», действие которого происходит в первой четверти XX века, — в какой-то момент можно обнаружить, что время потерпело метаморфозы: когда снят фильм? Игровой ли он? И вообще фильм ли? Полное присутствие.

Кадр из фильма "Роль"
Кадр из фильма "Роль"

3. Для концентрации внимания на идее повествования

Представьте себе героя, улепётывающего от погони по ночному Бродвею, искрящему неоном афиш и вывесок. А теперь представьте то же самое, только в ч/б. Чувствуете? Да активная сюжетная линия в обоих примерах остаётся за действием, однако пёстрые, разноцветные баннеры будут пытаться отвлечь зрительское внимание на себя. Так устроен человеческий глаз: он цепляется за цветовые акценты, за объёмы, за колористическую наполненность кадра, за гармонию/дисгармонию оттенков. И если перед режиссером нет цели сделать антураж одним из героев своего фильма или он намерен и вовсе вынести проблему за пределы пространства, то черно-белый видеоряд может прийти к нему на помощь. Кстати, для ещё большей концентрации внимания на идее используется обратная методика — приём цветового пятна. Один из ярчайших примеров — красное пальтишко из фильма «Список Шиндлера».

-9

4. Для упрощения «архитектуры» фильма

В разрезе этой цели обычно используется чередование кадров. Так зрителям становится понятен эмоциональный окрас эпизодов и конструкционная логика фильма. Например, в драме «Джонни берет ружьё» реальность всегда черно-белая, а воспоминания, галлюцинации и сны покалеченного солдата — цветные. В фильме «Американская история Х» — черно-белые кадры символизируют ошибку, заблуждение, а также иллюстрируют наивность социальной модели черно-белого мира. В антиутопии «Плезантвиль» цвет — метафора важности глубоких разнообразных чувств: проступая через монохром, он иллюстрирует силу жизни.

Кадр из фильма "Плезантвиль"
Кадр из фильма "Плезантвиль"

Как видите, существование черно-белого кино в современном мире вполне оправдано. Монохромные картины нисколько не уступают в образности и глубине транслируемых мыслей цветным — оттенки способен различать не только глаз, но и душа. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг когда-то просмотренный черно-белый фильм помнится вам цветным — живым и красочным его сделали вы :)

В следующей статье я расскажу вам о нескольких великолепных черно-белых фильмах, снятых в XXI веке. Подписывайтесь на канал CINEMACOUNTRY, чтобы не пропустить