Традиция- это передача Огня, а не поклонение пеплу. Густав Маллер.
Этим словам практически 100 лет, и сказал их вовсе не русский этнограф-фольклорист, а еврей чешского происхождения, талантливый музыкант, гениальный дирижер, и ни много ни мало, директор Венской оперы, на рубежах 19 и 20 вв. Но именно это выражение стало цитатой №1 у многих музыкантов-фольклористов.
Хочу поделиться своим Огнем любви к традиционной народной культуре, рассказать о вещах, которые обывателю и начинающему фольклористу, этнографу пока малоизвестны.
Когда то давно, более 15 лет назад, и я имела слабое представление о традиционной народной культуре, о родных русских и казачьих песнях, о настоящем народном костюме, обычаях, преданиях, древних целительских секретах, особенностях, и невероятной многогранности фундамента, на котором выросли великие созидатели, ученые, музыканты, художники и писатели земли русской. Я о фундаменте русской традиционной культуры, народной культуры.
Один из ярчайших, близких мне примеров - Федор Иванович Шаляпин, выходец из крестьянской среды ярославщины, какой объем и голоса и человека, а? Какой талантище!
А еще Михаил Щепкин, Татьяна Шлыкова, Прасковья Жемчугова - ярчайшие звезды, актеры Русского драматического театра, 18-19в, Орест Кипренский - художник портретист, Семен Бадаев - металлург ученый, Даниил Бокарев - пищевая промышленность, отжим масла из подсолнечника. И это только несколько имен, людей простого происхождения. вошедших в историю России.
Вернемся к народной культуре, как оно воспринималось и подрастало на личном примере.
Так же как и многие представители среднего класса служащей интеллигенции (отец офицер преподавал в академии, мама педагог дошкольник, методист), я выросла по большей части на той культуре, которая была тогда вокруг меня, в семье. Одежда, музыка, литература, общение - все, как было принято в 70-80 годах в Москве, отчасти Ростове-на-Дону. Самым хорошим впечатлением о народной культуре был Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии. Пожалуй то, как они пели и плясали, как выглядели на сцене - было едва ли не единственным образцом народной культуры, которые не отпугивал своей петрушечной безвкусицей, плоскими и некрасивыми, кричащими голосами. Ансамбль "Березка" уже вызывал сомнения в своей настоящей народности, звучание голоса Руслановой тоже не очень вдохновляло ( хотя это был едва ли не единичный пример сольного народника, с наличием объемного яркого голоса и она действительно хороша в свое время), а про других исполнителей которых выпускали на большую сцену, вообще молчу. Меж тем, народное где то далеко в подсознании звало, и я с удовольствием слушала застольные песни в семье на русском и украинском языках, поскольку и родители, и очень взрослая (она мне чуть ли не в мамы годилась) двоюродная сестра с мужем пели, собираясь за праздничным столом. Бывало это не часто, 1-2 раза в год. Но как они пели - это было невероятно красиво и по настоящему. Да, мне повезло, дедушки-бабушки, родители, дядька и его дочь были очень хорошими певцами, от природы. Тогда я это воспринимала как что то само-собой разумеющееся, и потому, звуки якобы народных песен, из радио и телевизора, меня скорей отталкивали, а формулировки: русская народная песня, русский народный костюм, признаться, вызывают неприятное ощущение по сей день. Перед глазами сразу встают антинародные образы синтетических одеяний "а-ля-рюс", и примитивные псевдорусские песни в ушах начинают звучать, под грохот балалаек и гармошек. Это о таком "искусстве" придумана присказка: " русская-народная, блатная хороводная"... Серьезно относиться к такому искусству не получалось. Мне нравилось слушать советскую, зарубежную эстраду, классику, даже шансон. С годами, я познакомилась с блюзовыми и джазовыми композициями. А любимым театром был "Театр Оперетты", что на Большой Дмитровке в Москве
Благодатная для этнографа среда - реконструкторские фестивали. "матерые реконы", талантливые мастера и историки, емкие люди - клуб " Понизовая Вольница", объединение "Ебоцкая ватага" ( Ебоцк - это реальные город на Дону:))
О том, как я попала в фольклор, здесь на канале есть статья. Потому что бы не повторяться я продолжу уже с позиции этнографа фольклориста, с не так что бы большим, но и не малым стажем - будет в декабре 14 лет.
Что же за эти годы я накопала, нарыла и открыла для себя? Да целый космос! Без преувеличения.
Узнала, что старинные казачьи, русские песни, украинские - это 90% акапелла, с настолько объемным звучанием, количеством партий, что инструменты только испортят волшебство и глубину переливающейся мелодии. А сложность партий порой вызывает восхищенное удивление, и заставляет прилично поработать, что бы выучить ее. В традиционной донской песне одновременно звучит до 7-ми разных партий. Это как оркестр. Песен, где меньше 3-х голосов-партий я не встречала вообще. По сложности , красоте, это здорово перекликается с джазовыми композициями, несколько наложенных друг на друга ритмов, разбег между париями в терцию, квинту, кварту, октаву... Сложнейший узор звукового орнамента, где "слажать" ( мимо ноты) нельзя ни на четверть тона, иначе все звучание станет фальшивым, и будет заметно, ведь поем то ансамблем. И при всем этом, есть место для импровизации, но вот именно как в джазе - импровизации с четким пониманием как вольется она в общее звучание.
Голоса народников, ничуть не слабей, чем голоса оперных академических исполнителей, техника звукоизвлечения у тех и других - одна и та же! Да, да, мы, фольклористы, кому повезло учиться, "раскрыть" свой голос как положено, поем на той же опоре, точно так же не зависая не перегружая голосовых связок, всем телом поем, как и классические исполнители. Различие только в позициях в которых поем (это чисто вокальный термин, обозначает ньюансы звукоподачи) И это НАРОДНАЯ культура. А поскольку все в русской культуре пронизано песней, очень разной, на все случаи жизни и состояния, то пели наши дедушки с бабушками, их родители, и их деды (ну и так далее вглубь веков) очень много.Вво время работы, и во время отдыха, по праздникам и будням, на свадьбах и похоронах, по случаю календарных аграрных торжеств и событий - это факт, и подтверждение тому, то как много разноплановых песен сохранилось, хотя год от года все сложней выискивать исполнителей-носителей той или иной региональной народной культуры.
Не меньшее восхищение вызывает и старинный русский костюм, его многообразие по губерниям, уездам. социальным различиям. Насколько он красив, гармоничен. сложен! И далек от того, что нам годами навязывали... Это только натуральные ткани, естественные цвета, яркие, по ситуации, но естественные, сложнейшие орнаменты расположенные в четком порядке, глубокий смысл символики, многослойность и многофункциональность. Тут, на канале Дзена я начала цикл публикаций " О русском наряде замолвите слово", стремясь постепенно раскрыть эту яркую большую тему для широкого круга читателей. Пока это небольшая подборка статей, ведь каждая публикация требует не просто сесть и порассуждать, а грамотно понятно изложить, указать источники на исторические факты, достоверные фото музейных и реконструкторских образцов, исторические фотографии 18 начала 20 вв. И конечно, готовя очередную публикацию я дополнительно ищу материалы. уточняя, и пополняя свои знания. Да, это большой труд, не современный совершенно, требующий несколько часов на каждую статью... Но так же, как когда то я искала по крупицам, собирая воедино образы старины, кто то из вас, друзья, ищет, и порой впадает в отчаяние от скудности и некорректности информации в сети. Хочу что бы моим последователям было с чего начинать, что бы они пошли в изучении дальше и глубже. А кто то, кто просто для себя - поймет как оно по настоящему, и это тоже хорошо, что бы люди знали правду о материальной культуре народа.
Зачем это все, спросите вы? Начнем с того, что это история и культура собственной Родины, историю и культурные традиции важно знать для того, что бы было на чем строить свое настоящее и будущее. Анализировать события и выбирать наилучшие пути развития. Общества живущие одним днем обречены на самоуничтожение ( что собственно отчасти и происходит(()
А вы знаете, сколько "тараканов" мне и моим друзьям удалось отработать через изучение и несение традиции в мир? Да ни один психолог столько не откопает:))) Это рост, это развитие во многих областях, и руки выяснили откуда растут, и голоса, и ушки, и мозги, и многое другое. Вот кому не грозит деменция - так это нам, потому что ни единого месяца без пачки новых песен, ни единого года без новых навыков. А прежние песни и умения - в постоянном развитии, а не так что бы выучили, сделали и забыли. И знаете - в традиции жить намного интересней и добрей. Потому, как настоящее это, дает понимание всего что было, и что происходит. Это наполняет, мы и болеем то значительно меньше и легче, все сложности преодолеваем.
Я прилично так попела со сцены, ну вот вся эта "ковидова хмарь" пройдет - еще не раз выйду с коллективом. Работать на сцене с настоящим, редким по нынешним временам репертуаром - большое счастье. Знаете как реагируют иностранцы? Они слушают еще внимательней, чем соотечественники, понимают каким то чутьем слова песен и принимают их к сердцу порой ближе, чем русские. После концерта подходят, и часто со слезами на глазах благодарят, и спрашивают: " Почему вы русские, с ТАКИМИ песнями, голосами, костюмами - наши враги?? Разве может народ с такой великой культурой быть примитивным и злым?!" Вот что на это ответить - только расплакаться в ответ, и обнять прозревшего чужестранца. Не только иностранцы проникаются настоящей русской песней, но и наши люди. Кто то знаком с настоящей песенной традицией, кто то слышал отдаленно, кто то почти впервые слушал - я не видела никого, кто бы вышел из зала посреди концерта, правда. Я видела людей, которым русская песня, ну настоящая, а не крикливая пародия, как железом по стеклу - отвращение, их мало таких, у них что то видимо с Душой не на месте... Так вот, и такие редко, но попадаются. И с ними не по поводу фольклора, а по поводу любому поговорить было нечего.... Нет, они могут быть специалистами в каких либо областях, чаще научных и технических, а вот что бы тепла, любви, чувство прекрасного, понимания искусств и живого пространства - увы. Холодные, пустые, злые, обиженные на весь свет, жаль их. Пусть и у них жизнь будет добрей.
Порой люди, не признающие народной культуры, относятся к фольклористам свысока, мол ерундой занимаются, примитив. И это понимание примитива переносится уже на самих исполнителей. Остается только грустно улыбнуться, и не спорить с высокообразованными "господами":)) . Что за дело им, до того, что почти все "петрушки" из народного "два притопа три прихлопа" - с 1, 2 высшими образованиями, некоторые с докторскими степенями, и отнюдь не только в области истории и народной музыки. Что эти "петрушки" в своей жизни состоялись как профессионалы в нескольких областях, как родители и супруги, и уже внуков растят, некоторые, а самое главное - счастливы и наполнены, и дарят свое искусство миру, не ради престижа и денег, а ради красоты жизни. Хотя конечно, как и все люди, мы хотим получать заслуженную награду за наш труд, и предложенные гонорары принимаем с удовольствием, но и благотворительность у нас явление частое.
Однажды, придумался мне короткий анекдот, может быть теперь он уже и не мой, улетел, так наверное и хорошо, как раз про тех, кто дышит родной культурой, и тех, кто не может вдохнуть ее:" Встретились однажды в одном поезде Русофил. и Русофоб... И каждый о любви к Родине..."
Ну что же у каждого свой путь. Для меня и моих единомышленников, это путь в Традиции.
Вот такой взгляд на народную традиционную культуру изнутри.
Если понравилась статья, ставьте "лайки", пишите комментарии, подписывайтесь на канал - рассуждения бывают иногда, а вот дельные статьи про травки-муравки как ими пользоваться, по истории, народному костюму и просто добрых смешных рассказов про природу, людей и животных - обещаю много и хороших!
Всем хорошего дня!