Найти тему

Права покупателей, о которых часто забывают

Большинство из нас знает на зубок права потребителей и не даёт себя в обиду, если администрация или охрана торговой точки пытаются их нарушить. Но в этой сфере есть нюансы, которые многим неизвестны. О них нам рассказали специалисты Росконтроля.

– Можно ли заходить в торговый зал с продуктами, купленными в другом магазине?

– Да. Согласно презумпции невиновности вы не обязаны доказывать, что купили товар в другом магазине, а «запищать» на выходе он не должен. Однако если охрана обнаружит у вас в сумке такую же пачку печенья, как те, что продаются в магазине, она потребует объяснений. Конечно, в данном случае вы можете обращаться к тому, что обыскивать покупателя имеет право только полиция, но зачастую клиенты откликаются на просьбы охранников показать сумки или карманы.

Если обнаружен похожий на продающийся в этом магазине товар, можно поступить следующим образом:

  • попросить администрацию проверить, есть ли в торговом зале точно такой же товар. Возможно, в магазине имеется похожая, но не идентичная продукция, это сразу снимет все вопросы;
  • просмотреть записи с камер наблюдения. Они докажут вашу невиновность;
  • показать чек на спорную покупку, если он у вас сохранился;
  • потребовать провести ревизию товара, чтобы определить, есть ли недостача. Если ее не обнаружится, это докажет вашу невиновность.

Во избежание таких ситуаций лучше оставлять купленные в других магазинах продукты в камере хранения или сразу на входе показывать охраннику, что у вас с собой. Это априори исключит конфликт.

При этом важно понимать, что да, в пункте 34 «Примерных правил работы предприятий розничной торговли» указывается, что сотрудники магазинов не могут требовать от покупателя предъявлять товары, приобретенные в других магазинах, и осматривать личные вещи тоже права не имеют.

Но при этом в пункте 42 того же документа говорится о том, что при входе в магазин самообслуживания покупатель должен поставить в известность работников магазина о том, что у него есть товары, купленные в другом магазине.

– Обязательно ли брать на входе корзинку?

– Представитель магазина может потребовать взять корзину или тележку. В «Примерных правилах работы предприятия розничной торговли» в числе обязанностей покупателя указывается следующее: «покупатель обязан набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания».

Конечно, интерпретировать эту фразу можно по-разному, но зачастую администрация подразумевает под этим использование корзин или специальных тележек. Также требование пользоваться этими приспособлениями может быть указано в Правилах работы магазина. В этом случае по вашему требованию вам должны предоставить копию Правил, чтобы вы могли лично убедиться в правомерности такого требования.

На практике чаще всего охранники в магазинах не выдвигают жестких требований брать корзины, хотя и могут предлагать их на входе. При желании вы можете принести на кассу выбранные товары в руках. Но помните, что если вы по собственной вине испортите какие-либо товары (например, уроните и разобьете, не удержав в руках), то в этом случае вам придется компенсировать их стоимость.

Покупатель в такой ситуации не оплачивает испорченный товар лишь в том случае, если неприятность произошла по вине магазина (например, неудачная расстановка на полках или скользкий пол).

– Можно ли пробовать продукты в магазине?

– Только в том случае, если производитель или ритейлер устраивают дегустацию. Подобные акции проводятся специально для того, чтобы покупатели могли оценить вкус продукта и решить для себя, хотят ли его приобрести.

Впрочем, открыть товар и попробовать его до оплаты на кассе можно. Но в этом случае придется за него заплатить.

– Можно ли попросить отрезать 10 граммов весового продукта?

– Вы можете попросить взвесить ровно столько продукта, сколько вам нужно. Это право проистекает из совокупности пп. 36 и 37 «Правил продажи отдельных видов товаров». Аргументы типа «оставшийся маленький кусочек никто не купит» и «возьмите все, какая вам разница» не могут быть основанием для того, чтобы купить больше, чем вам нужно.

Но, конечно, в этих вопросах нужно руководствоваться принципом разумности. Действительно, «10 граммов» чего бы то ни было требуется редко, и из принципа требовать ровно такую порцию чаще всего нецелесообразно.

Оригинал материала находится здесь http://www.vest-news.ru/article/152596