Как корабль назовешь – так он и поплывет. Так говорит древняя народная мудрость.
Один мой знакомый художник как-то сказал мне, что в картине важнейшую роль играет правильное название. Оно как бы добавляет еще одно измерение, помогающее понять глубину творческого замысла.
С этой точки зрения очень любопытно название «Ход королевы». В оригинале сериал называется «The Queen's Gambit», что дословно переводится как «Ферзевый гамбит».
Давайте, для начала разберемся, что этот термин означает в шахматах. Слово гамбит произошло от итальянского выражения dare il gambetto - поставить подножку. Гамбитом в шахматах называют вариант дебюта, в котором одна из сторон в целях обострения игры подставляет под удар или жертвует пешку. Наиболее распространенные гамбиты разыгрываются с королевской и ферзевой пешкой. Королевский или ферзевый гамбит, соответственно Queen's Gambit или King's Gambit.
И вот тут начинаются трудности перевода.
Понятно, что называя фильм «The Queen's Gambit» авторы отсылают нас к главной героине, талантливой шахматистке, одерживающей все новые и новые победы. Конечно же, вне всяких сомнений – Королева это она. Но если дословно перевести и назвать фильм «Королевский гамбит», то речь пойдет о ходе с пешки Короля и пропадает художественная аллегория. А «Ферзевый гамбит» ассоциируется исключительно с шахматами.
Так рождается «Ход Королевы». Да, конечно теряется каламбур, но такое название, на мой взгляд, лучше раскрывает идею фильма. Ход, шаг, вызов…
По сюжету главная героиня страдает зависимостью от транквилизаторов, которые помогают ей сосредоточиться и мобилизовать умственные усилия для победы над противником во время шахматного матча. Это секретное оружие дает ей возможность раз за разом одерживать верх. Однако, есть и обратная сторона таблеток – иллюзорно расширяя сознание они создают ощущение безграничных возможностей. Но они лишь отодвигают его границы не снимая их совсем. Не стоит полагаться на иллюзию.
И это становится очевидным, когда она встречается с противником мастерство и класс игры которого распространяются далеко за пределы границ эффективности транквилизаторов. И она терпит сокрушительное поражение, выбивающее ее не только из турнирной таблицы, но и из привычной жизненной колеи.
Только воля к победе и любовь к шахматам помогают главной героине собраться и принять новый вызов от разгромившего ее противника.
Перед игрой она, выбрасывает наркотики и отправляется на матч, рассчитывая только на свои силы. В этом и есть Ход Королевы, во всем его благородном величии. Ведь победа с помощью таблеток – не была бы полностью Её победой, это не был бы честный поединок. Она осознанно «dare il gambetto» - делает себе подножку, принося в жертву свое секретное оружие и обостряя для себя столь важную игру. Ālea iacta est – выбор сделан, как сказал Гай Юлий Цезарь перейдя реку Рубикон. Обратной дороги нет. The Queen's Gambit.
По эмоциональному накалу можно почувствовать, что она поставила на карту все. И тут выясняется, что естественные возможности ее ума шире границ, которые обеспечивали ей транквилизаторы. Озарение стало возможно без дополнительной стимуляции, только благодаря собственному мастерству и высокой концентрации на поставленной цели.
И она побеждает. Красиво и чисто. По Королевски.