Найти тему
Оранжевый репетитор

Как писать хороший учебный контент? Пример гениальности Смешариков

Оглавление

Для начала посмотрим серию плохого обучающего мультфильма. Я не привожу название и цитаты, чтобы не обижать авторов.

В кадре сидят персонажи-дети и ничего не делают. К ним приходит Умный Персонаж и происходит диалог вроде:
– Скучаете?
– Скучаем!
– А хотите я расскажу вам о вулканах?
– Как интересно! Давай!

Начинается вставка-лекция о вулканах. Дети демонстративно удивляются и задают глупые вопросы, Умный Персонаж терпеливо отвечает.

– Спасибо тебе, Умный Персонаж! Теперь мы знаем больше.
– Пожалуйста, дети!

Конец серии.

Мультфильм с подобным сюжетом никогда не станет хитом, его смотрят только совсем маленькие зрители, которым безразлично содержание. Разберёмся, что пошло не так, и почему сюжет Смешариков построен иначе.

Эталонный хороший пример

Посмотрим серию обучающего мультфильма «Смешарики. ПИН-код» под названием «Ураган на спор».

Лосяш и Карыч спорят. Карыч утверждает, что умеет предсказывать погодные явления – землетрясения, ураганы. Лосяш говорит, что такие предсказания невозможны. Чтобы доказать свою позицию, Лосяш заставляет всю компанию лететь на умнолёте к центру Земли. Там все своими глазами видят магму.

Трёхмерный Лосяш и магма за окном
Трёхмерный Лосяш и магма за окном

Лосяш начинает лекцию, чтобы пояснить, что такое магма и как она влияет на землетрясения. Ему важно это рассказать: он заключил спор с Карычем. Нам важно это услышать: интересно, кто прав.

Обучающая вставка
Обучающая вставка

Когда лекция окончена, умнолёт перегревается. Смешарикам нужно срочно возвращаться. Они пытаются пробурить земную кору, но ничего не выходит.

Умнолёт и его большой бур
Умнолёт и его большой бур

Все паникуют.

Насколько могут паниковать 3D-модельки
Насколько могут паниковать 3D-модельки

Нюша спрашивает, бывают ли в земной коре естественные дырки. Лосяш вспоминает, что бывают – это вулканы. Начинается вставка о вулканах.

Обучающая вставка
Обучающая вставка

Нам важно услышать, как устроены вулканы, иначе ВСЕ ГЕРОИ УМРУТ. Буквально. У них истерика в кадре. Жизнь Лосяша, Карыча, Пина, Нюши и Биби зависит от этой лекции. Именно в ней даётся подсказка, как персонажи спасутся.

Чудесное спасение
Чудесное спасение

Смешарики вылетают из вулкана, но на этом приключения не заканчиваются... Посмотрите серию сами, финал забавный.

«ПИН-код» использует тот же приём, что и плохие обучающие мультики: вставки-лекции с теорией. В плохих мультиках вставки никак не связаны с сюжетом. В «ПИН-коде» от вставок зависит, кто выиграет в споре, и выживет ли вся компания. Ребёнок, посмотревший эту серию «ПИН-кода», надолго запомнит про жидкую магму в центре Земли, которая едва не убила его любимого смешарика (очевидно, что Лосяш – всеобщий любимый смешарик).

Стандартный подход в учебниках

Возможно, вы помните странный приём в школьных учебниках: ни с того ни с сего автор пишет «Это интересно!» и выдаёт стену текста, отдалённо связанную с главой. Иногда там отвлечённые факты, больше нигде не востребованные, а иногда – биографии учёных. Кому это интересно не знаю, мне точно нет, я эти страницы всегда пропускала.

Перышкин, Физика, 7 класс. Я осилила две строчки. Возможно, там в середине есть мат, даже проверять лень
Перышкин, Физика, 7 класс. Я осилила две строчки. Возможно, там в середине есть мат, даже проверять лень

Виленкин, Математика, 6 класс. Даже курсивом выделили, чтобы наверняка никто не прочитал
Виленкин, Математика, 6 класс. Даже курсивом выделили, чтобы наверняка никто не прочитал

Выводы для авторов контента

Теория интересна, если влияет на чью-то жизнь: персонажа или читателя.

  • Я посмотрю фильм, если персонаж фильма оказался в трудной ситуации и мне хочется узнать, как он выкрутится. Попутно я запомню множество деталей, например, профессиональной деятельности персонажа.
  • Я прочитаю длинный унылый договор, написанный жутким юридическим языком, который надо подписать, потому что эта информация мне крайне важна – она повлияет на моё поведение.

Задача становится интересной, если ответ кому-то важен.

Скучные задачи:

Сколько существует различных четырёхзначных чисел?
Сколько существует возможных пин-кодов у банковской карты, если код не начинается на ноль?
Петя выписывает все возможные четырёхзначные числа со скоростью одно число в секунду. Сколько секунд ему понадобится?

Задача, важная читателю:

Вы забыли четырёхзначный пароль (пин-код) от банковской карты. Помните только, что он не начинается на ноль. Сколько попыток ввода пароля вам нужно, чтобы гарантированно угадать его?

Задача, важная персонажу:

Учитель математики наказал Васю за плохое поведение, оставил после уроков и заставляет написать все четырёхзначные числа. Вася пишет одно число в секунду. Сколько времени ему понадобится, чтобы выполнить задание и пойти домой?

Если вы не заметили, это одна и та же задача в разных формулировках. Я стала её решать, только придумав Васю, потому что мне интересно, насколько жесток этот воображаемый учитель.

-9

Что ещё почитать:

Школьная математика – неправильная
Несправедливый ЕГЭ. Как отличались варианты регионов
Пять уровней подготовки к ЕГЭ
Как обойти ЕГЭ? С помощью олимпиад

Начать готовиться к ЕГЭ 2021 можно на моём онлайн-курсе.

Подписывайтесь, если вам интересна школьная математика и проблемы её преподавания.