Найти в Дзене
Аэрофилия

Топ-10 самых страшных авиакатастроф

Оглавление

Всем привет.

Каждый раз, когда я пишу статью об авиакатастрофах, я каждый раз задумываюсь над вступлением. Как бы красиво и без лишних слов начать статью. Во многих статьях на эту тему я уже писал о том, что самолёт - самый безопасный вид транспорта и что беспокоиться не о чем и не нужно бояться летать. Больше в голову особо ничего и не лезет) Поэтому я решил каждую свою статью, так или иначе затрагивающую тему катастроф, начинать именно с этих слов, в частности для особо впечатлительных моих зрителей. Что ж, пусть эта статья не станет исключением)

Итак, как я уже сказал, не стоит забывать, что самолёт - это самый безопасный вид транспорта. Авиакатастрофы происходят очень и очень редко. Пожалуйста, не бойтесь летать) Ну а мы приступаем.

10. Катастрофа "Airbus A300" над Персидским заливом

3 июля 1988 года авиалайнер "Airbus A300" выполнял плановый рейс по маршруту Тегеран—Бендер-Аббас—Дубай, однако, через 7 минут после вылета из Бендер-Аббаса, в момент пролёта над Персидским заливом, борт пропал с экранов радаров. Как выяснилось впоследствии, самолёт был сбит ракетой "земля-воздух", выпущенной с ракетного крейсера ВМС США.

-2

Согласно официальным заявлениям правительства США авиалайнер был ошибочно опознан крейсером как атакующий иранский военный самолёт. Рейс 655 совершал полёт по профилю, напоминающему профиль выхода в атаку F-14A «Tomcat», состоявшего на вооружении ВВС Ирана. Кроме того, самолёт вылетел из аэропорта Бендер-Аббас, который служил не только коммерческим аэропортом, но и аэродромом базирования иранских F-14.

По тем же сообщениям крейсер 11 раз пытался связаться с бортом по радио, но не получил от него ни одного ответа, При этом лишь 3 сообщения были отправлены на гражданской частоте.

-3

В результате катастрофы погибли все 290 человек, 65 из которых были детьми.

9. Катастрофа "Ан-32" в Киншасе

-4

8 января 1996 года грузовой самолёт "Ан-12" Московских авиалиний должен был выполнять рейс из Киншасы в Кахембу. Но при разбеге самолёт после нескольких тщетных попыток не смог подняться в воздух. Так как торец полосы становился всё ближе и ближе, экипаж попытался затормозить самолёт реверсом, но это оказалось бесполезно; на скорости около 200 км/ч борт, пробив ограждение, вылетел за пределы полосы, выехал на территорию рынка, расположенного в непосредственной близости к торцу полосы, промчался по торговым рядам около 240 метров и загорелся от столкновения с рыночными постройками.

В результате погибло 298 человек: всего 1 в самолёте и 297 на земле, ещё 250 получили ранения разной степени тяжести. Причиной катастрофы стал перегруз.

8. Крушение "Boeing-777" над Донецкой областью

-6

17 июля 2014 года "Boeing-777" Малазийских Авиалиний вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур. Примерно через 2,5 часа полёта лайнер, развалившись в воздухе на фрагменты, рухнул в районе населённых пунктов в Донецкой области. Как выяснилось впоследствии, самолёт был поражён ракетой типа "земля-воздух", выпущенной из зенитно-ракетного комплекса "Бук". До сих пор виновники аварии не установлены. Расследование продолжается. Все вовлечённые в конфликт на востоке Украины стороны отрицают свою причастность к гибели авиалайнера. Министерство обороны РФ и другие официальные лица Российской Федерации публично отвергают выводы расследования и отрицают какую-либо причастность к катастрофе.

В результате катастрофы все 298 человек, находившиеся на борту, погибли.

7. Катастрофа "L-1011" в Эр-Рияде

-8

19 августа 1980 года авиалайнер "Lockheed L-1011" авиакомпании "Saudi Arabian Airlines" выполнял плановый рейс по маршруту Карачи—Эр-Рияд—Джидда, но через несколько минут после вылета из Эр-Рияда на его борту, а точнее в багажном отсеке, начался пожар. Несмотря на всеобщий хаос, начавшийся после того, как в салон постепенно начал проникать дым (люди, толкаясь, полезли в переднюю часть лайнера), и возникшее вследствие этого нарушение центровки, экипаж без труда посадил горящий лайнер, но обстоятельства, произошедшие после и стали роковыми.

-9

Во-первых, пилоты вместо остановки на ВПП, которую и нужно совершать в таких случаях, свернули на рулёжку и продолжали движение более двух минут.

Во-вторых, по невыясненным причинам никто из членов экипажа не смог открыть аварийные выходы.

Тем временем огонь уже проник в салон.

-10

В-третьих, подъехавшие спасатели так же не смогли открыть двери и начать своевременную эвакуацию из-за банального незнания английского, на котором были написаны инструкции по открыванию аварийных выходов.

В итоге, лишь спустя около 25 минут после посадки, спасателям всё же удалось открыть двери, но увы, это лишь усугубило ситуацию; произошло моментальное воспламенение, весь лайнер охватило пламенем. Пожар был потушен лишь спустя 7 минут.

В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 300 человек. По одной из версий, пожар на борту произошёл вследствие взрыва газовой плитки с баллоном бутана, остатки которой обнаружили в салоне пожарные. По другой версии, причиной пожара стала используемая в управлении самолётом огнеопасная гидравлическая жидкость, которая воспламенилась вследствие короткого замыкания в одном из пространств багажного отсека.

6. Катастрофа Boeing 747 под Корком

-12

23 июня 1985 года в небе над авиалайнер "Boeing-747" авиакомпании "Air-India" совершал плановый рейс по маршруту Монреаль—Лондон—Дели—Бомбей, но при подлёте к Лондону (в 176 километрах от Корка) самолёт внезапно пропал с экранов радаров. Диспетчеры сообщили судам береговой охраны об исчезновении пассажирского самолёта. Также в поисках приняли участие несколько грузовых судов, проплывающих в данном районе. Наконец, примерно через час после пропажи рейса, с борта одного из сухогрузов сообщили об обнаружении плавающих на поверхности воды обломков самолёта.

В течение нескольких дней из воды подняли около 50 % остатков самолёта и 131 тело.

Причиной катастрофы, унесшей жизни 329 человек, стал теракт; в переднем грузовом отсеке авиалайнера прогремел взрыв, в результате чего хвостовая часть оторвалась, а самолёт сразу полностью разрушился.

5. Катастрофа DC-10 под Парижем

-14

3 марта 1974 года авиалайнер "McDonnell Douglas DC-10" авиакомпании "Turkish Airlines" выполнял пассажирский рейс по маршруту Стамбул—Париж—Лондон. Примерно через 5 минут после взлёта из Парижа, когда лайнер ещё продолжал набор высоты, на высоте около 3500 метров, в салоне прозвучал громкий хлопок, после чего лайнер накренился и начал падать. Через несколько минут на под углом и на огромной скорости самолёт врезался в лес. Все 346 пассажиров на борту погибли.

-15

Причиной катастрофы стала неправильно закрытая задняя дверь грузового отсека, в результате чего она открылась и это привело к взрывной декомпрессии. Обломки от взрыва повредили один из двигателей и почти полностью разрушили системы управления (именно поэтому лайнер накренился и экипаж никак не мог его выровнять).

-16

4. Столкновение над Чархи Дадри

12 ноября 1996 года два самолёта, "Boeing-747" Саудовских Авиалиний и "Ил-76" Авиалиний Казахстана вылетели из аэропортов Дели и Шымкента с разницей в два часа. Диспетчер вёл активные разговоры с пилотами "Ил-76", передавая необходимую информацию, в частности о находящемся неподалёку "Боинге", и дал команду снизиться на высоту 4500 метров и сохранять её, так как на 150 метров ниже встречным курсом летел тот самый "Боинг".

Однако по какой-то причине "Ил-76" продолжил снижение вплоть до высоты, на которой по-прежнему летел "Боинг". Диспетчер увидел, как две точки на радаре, обозначающие самолёты, слились и одновременно пропали. Все попытки связаться с экипажем обоих лайнеров оказались безуспешны.

Диспетчер увидел, как две точки на радаре, обозначающие самолёты, слились и одновременно пропали. Фрагмент из телесериала "Расследование авиакатастроф"
Диспетчер увидел, как две точки на радаре, обозначающие самолёты, слились и одновременно пропали. Фрагмент из телесериала "Расследование авиакатастроф"

В это время пилот самолёта, пролетавшего эшелоном ниже "Боинга" сообщил о вспышке в облаке и летящих на землю обломках. Как было выяснено впоследствии, "Ил-76" прорезал левым крылом левое крыло "Боинга", а вертикальным стабилизатором повредил хвостовую часть. В момент столкновения "Ил-76" находился не на 300 метров выше второго лайнера, а 3 метра ниже.

-19

В итоге оба самолёта, частично разрушившись рухнули на землю в 7 километрах друг от друга. Причиной катастрофы стала совокупность сразу нескольких факторов, таких как: плохое знание английского языка у пилотов, вытекающее из этого неправильное понимание команд диспетчера, недостаточное мастерство пилотов, неудовлетворительное выполнение экипажем своих обязанностей, отсутствие на обоих самолётах системы об опасном сближении.

В результате катастрофы погибло 349 человек.

3. Катастрофа Boeing 747 под Токио

-20

12 августа 1985 года "Boeing-747" авиакомпании "Japan Airlines" выполнял рейс по маршруту Токио—Осака, но через 12 минут после взлёта в задней части фюзеляжа раздался взрыв и последующее падение давление в салоне, вызванное разгерметизацией. Экипаж, предположивший о срыве стоек шасси, решил вернуться в аэропорт вылета для аварийной посадки и начал разворачивать самолёт, но он не слушался руля. Пилоты сообщили диспетчеру о произошедшем и попытались ещё несколько раз развернуть лайнер, но всё было тщетно: "Боинг" летел, то поднимаясь, то резко снижаясь, качаясь при этом то вправо, то влево.

-21

В итоге, спустя несколько минут безуспешных попыток экипажа вернуть управление, борт на огромной скорости врезался в склон горы. Из 524 человек на борту чудом выжило лишь 4 человека.

-22

Причиной этой ужасной катастрофы стал вертикальный стабилизатор, оторвавшийся в полёте вследствие некачественного ремонта.

2. Столкновение на Тенерифе

27 марта 1977 года произошла авиакатастрофа, до 2001 года являвшаяся самой страшной в истории гражданской авиации. "Boeing-747" авиакомпании "KLM" готовился к вылету из аэропорта Лос-Родеос и уже стоял на исполнительной позиции в начале полосы. В это же время такой же "Boeing-747" авиакомпании "Pan American" уже приземлился и двигался к терминалу.

Диспетчер дал разрешение "Pan American" на пересечение полосы, на которой в это время стоял второй "Боинг".

"Pan American" начал пересечение.

Второй пилот "KLM" сообщил диспетчеру, что они готовы ко взлёту и запросил разрешение, на что получил ответ, состоящий из последовательности действий после взлёта (курс, занятие необходимого эшелона и т.п.). Экипаж воспринял это как разрешение на взлёт, второй пилот повторил инструкцию, к конце невнятно добавив "мы на взлёте". Диспетчер ответил "ОК,...", что укрепило заблуждение экипажа о том, что разрешение на взлёт получено.

На самом деле диспетчер сказал "ОК, будьте готовы ко взлёту, я с вами свяжусь", но именно в этот момент экипаж "Pan American" сообщил, что они ещё не ушли с полосы. Оба этих сообщения наложились друг на друга и как следствие не прозвучали в кабине "KLM".

Когда "KLM" начал взлёт, диспетчер сообщил экипажу доложить ему, когда полоса будет свободна. Это сообщение вызвало сомнения у бортинженера "KLM", о чём он и сообщил пилотам. Однако те, уверенные в том, что "Pan American" уже ушёл с полосы, продолжили взлёт.

Примерно через 10 секунд, за 700 метров до "Pan American", когда "KLM" нёсся со скоростью уже более 200 км/ч, экипаж наконец заметил приближающиеся огни "Pan American" и начали поднимать самолёт. Однако из-за того, что тот был запрвлен на полную, они так и не смогли поднять его в воздух.

-25

В конце концов лайнеры столкнулись. "KLM" пробил крыльями и шасси сквозные дыры в фюзеляже "Pan American" (через которые впоследствии спасся 61 человек), после чего рухнул на полосу, проскользил несколько сотен метров на брюхе, слетел с полосы, развернулся на 90 градусов, полностью разрушился и загорелся.

-26

В результате катастрофы погибло 583 человека (все 248 человек в "KLM" и 335 человек в "Pan American". Помимо всего прочего, ещё одной причиной катастрофы послужил густой туман.

1. Теракты 11 сентября

11 сентября 2001 года с разницей в один час террористы угнали два пассажирских "Boeing-767" авиакомпании "American Airlines" и с разницей направили самолеты в башни-близнецы Всемирного Торгового Центра. Оба здания так же с разницей в один час обрушились из-за сильнейших пожаров. В результате погибло почти 3 тыс. человек, ранено 6,5 тыс.

P.S. в тот же день террористы угнали ещё два самолёта, один из которых был направлен в здание Пентагона, второй рухнул в поле.

Спасибо всем за то, что дочитали до конца. Всем хорошего дня, пока!