Многие студенты задумывались об учебе за рубежом. Однако получить грант и стипендию иностранного вуза довольно сложно, а сам процесс поступления — тернистый путь из подготовки документов и прохождения собеседований. Даже самые амбициозные порой отказываются от этой идеи. Но есть другие варианты, позволяющие отправиться на учебу в страну мечты, и академическая мобильность — один из них.
У НИУ ВШЭ множество партнеров-университетов по всему миру, поэтому перед студентами открывается широкий выбор вузов, в которых можно пройти обучение: США, Англия, Швеция, Германия, Китай, Япония и многие другие. Можно получить образовательные услуги вне своего факультета при условии зачета полученных кредитов и результатов обучения.
Академические мобильности делятся на два типа:
- Краткосрочные (не более трех месяцев).
- Долгосрочные (обучение студента вне основного факультета длится более трех месяцев).
Всего есть 4 вида академической мобильности:
- Внутриуниверситетская академическая мобильность (студент НИУ ВШЭ отправляется в другой кампус университета и обучается там на очной форме).
- Российская академическая мобильность (студент получает образовательные услуги в другом вузе страны в любой форме обучения. Может быть как краткосрочной, так и долгосрочной).
- Международная академическая мобильность(в этом случае студенту предоставляется возможность обучаться в зарубежном вузе с выездом к месту обучения. Учеба проходит в очной форме). Вебсайт: https://studyabroad.hse.ru/
- Дистанционная академическая мобильность (в настоящее время это самый актуальные вид академической мобильности. Студент получает образовательные услуги на сайтах online образования).
Опыт студентов
Мы поговорили со студенткой 3 курса образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» Анной Васильевой, которая на данный момент находится в Швеции по программе международной академической мобильности. С нашей редакцией она поделилась, как проходили подготовка и сбор документов, с какими трудностями она столкнулась, а также что нравится и не нравится в зарубежной системе образования
— Как проходила подготовка документов?
— Лично для меня процесс подачи документов был очень сложным, но не в плане подготовки бумаг. Все необходимые документы и мотивационные письма я собрала очень быстро. Сложнее было составление ИУПа (индивидуальный учебный план). В период подачи документов я писала очень много писем в учебный офис и офис международной мобильности. Мне всегда они быстро отвечали.
— Как ты выбирала вуз, программу?
— Сначала я выписала себе в отдельный большой документ те вузы, которые подходят мне по специальности (в принципе, на сайте Вышки это прописано). Из огромного количества университетов найти нужный, казалось чем-то невероятным. Каждый вуз имеет свой сайт, в котором сначала надо разобраться. Далее нужно понять, какая там общая система. У меня это заняло очень много времени. Часто бывает, что ты смотришь на сайт и понимаешь, насколько он неграмотно выстроен, какой он устаревший. И от этого желание ехать отпадает.
Потом я начала смотреть вузы по странам, которые мне интересны, а именно скандинавские. Плюс, когда я подавала, коронавирус только начал распространяться, и я увидела, что Швеция достаточно спокойно к этому относится. Мне очень понравилась их тактика: они не ввели никакого строгого локдауна. Поэтому, когда начался весь этот хаос, мне хотелось поехать в более спокойное место, где нет паники среди людей.
— Чем отличается учеба в иностранном вузе?
— Здесь другая система обучения: один курс идет за другим. То есть, у тебя только один предмет на полтора-два месяца, и только после его сдачи вы переходите к другому. Нет такого, что за один модуль вы проходите несколько дисциплин. С одной стороны, это хорошо, так как ты концентрируешься только на одной вещи, читаешь литературу только по этой теме и выполняешь задания только по этому предмету. С другой стороны, есть минусы. Например, тебе не очень нравится твой курс или преподаватель. Придется привыкать к нему, так как учиться на этой дисциплине больше месяца. Но мне кажется, что эта система все равно удобнее, чем у нас в Москве.
— Что Вам понравилось и не понравилось в пройденной программе академической мобильности?
— Понравилось:
- Опыт самостоятельной жизни, когда ты сама отвечаешь за то, как ты построишь свою жизнь (распоряжение средствами, планирование дня и траектории обучения);
- Опыт в международной коммуникации. Так как ты живёшь в студенческом общежитии, то можешь знакомиться с людьми из разных стран. Например, из Франции, Нидерландов, Азиатских стран, стран СНГ и так далее. Очень интересно смотреть, например, на то, что себе иностранцы готовят, какая у них кухня
- Возможность путешествий. Так как я нахожусь в Европе, то, по сути, для меня открыты любые страны, но ввиду пандемии возможности ограничены. Однако путешествия внутри страны никто не отменял. Так я съездила в город в 500 км от того, в котором живу, со своими друзьями.
Говоря о недостатках, их практически нет. По правде говоря, я получаю огромное удовольствие от каждого дня нахождения здесь. И все же, есть некоторые моменты, которые оставили после себя неприятное ощущение.
- Резкое погружение в среду. Первые недели было очень тяжело из-за этого. Ты должен сразу перенастроить свой мозг на английский. Для кого-то может оказаться не очень лёгким процессом.
- Выход из зоны комфорта. Активная жизнь, новые знакомства, посещение разных мероприятий. Если ты ни с кем не будешь общаться и куда-либо выходить, то тогда нет смысла в этой мобильности.
- Тоска по родным и близким. В какие-то момент очень хочется уже вернуться домой, но я понимаю, что у меня сейчас настолько уникальный период, что мне просто надо запоминать все моменты и получайте удовольствие от нахождения здесь.
Как попасть на программу?
При выборе студента на программу академической мобильности учитывается его положение в кумулятивном рейтинге НИУ ВШЭ — рейтинг, в котором учитываются оценки не только по обязательным курсам, но и по факультативам, выбранным студентом.
Так как у каждого вида свой свод правил и условий, очень трудно сложить общую картину всей программы. Однако у нее есть общие положения, которые распространяются на все типы академической мобильности:
- Для учета результатов академической мобильности студент подает на имя декана факультета заявление о включении дисциплины (ряда дисциплин) в свой учебный план (в том числе в качестве факультатива) и/или о перезачете кредитов и полученных оценок .К заявлению прикладывается сертификат.
- Зачтенные кредиты могут быть включены в текущий/кумулятивный рейтинг с указанием дифференцированной оценки, количества кредитов и количества часов, либо наличия ссылки на систему учебных кредитов и/или оценивания, принятую в учебном заведении, выдавшем сертификат.
- Для включения изученной дисциплины (ряда дисциплин) в список дисциплин приложения к диплому и/или о зачете в качестве факультатива сверх нормативного количества кредитов базового учебного плана направления обучения студент подает на имя декана факультета заявление с приложенным к нему сертификатом.
Чтобы не пропустить важные обновления, подписывайтесь на наш канал и социальные сети: