Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Ил-76МД-90А. Кабина пилотов и бытовые условия на борту

Новый Ил-76МД-90А хоть и похож на предка, но это самолёт другого поколения. Ещё никогда отечественный транспортник не был таким умным и сильным одновременно.

Новые двигатели ПС-90А дают машине высокую тяговооружённость, установлен новый пилотажно-навигационный комплекс, позволяющий выполнять различные задачи, двигатели с пониженной шумностью обеспечивают посадку на любом аэродроме военной и гражданской авиации Европы, Америки и других стран.

Оказавшись более тихим и экологичным, новый самолёт стал и более грузоподъёмным. Максимальный вес груза увеличился с 46 до 60 тонн, при этом дальность полёта возросла на 18%, а расход топлива уменьшился на 12%, хотя внешне самолёт практически не изменился. О масштабе изменений говорит хотя бы ещё тот факт, что первый полёт нового Ила состоялся ещё в 2012 году, а испытания идут до сих пор.

Расстановка мест для пилотов по обычной схеме, главное изменение в том, что принято называть "стеклянной кабиной" - это шесть ЖК-экранов здесь в кабине на месте старой панели, правильное название которой - "Комплексная система электронной индикации и сигнализации", отображающая всю информацию, позволяющую и пилотировать самолёт, и контролировать системы, и обеспечивать самолётовождение.

Кабина пилотов нового транспортника
Кабина пилотов нового транспортника

К этой компоновке конструкторы пришли по результатам исследований в центре авиационно-космической медицины и военной эргономики, где лётчиков отправляли в виртуальный полёт на Иле в специальных очках.

Специальные очки минимизирующие блуждание взгляда у пилота
Специальные очки минимизирующие блуждание взгляда у пилота

Такие очки позволяют точно определить и фиксировать направление взгляда лётчика в процессе пилотирования. Задача учёных минимизировать блуждание взгляда лётчиков, тогда в полёте им будет удобно и комфортно.

Не все знают, что кабина Ила двухэтажная, на первом живёт и трудится штурман, на втором - радист, бортинженер и, конечно, оба пилота. Ещё одно интересное пространство находится за кабиной пилотов в двух шагах.

Верхняя кровать для отдыха экипажа
Верхняя кровать для отдыха экипажа

Это зона отдыха, где есть кровать, на которой экипаж мог отдохнуть, причём одна верхняя, другая нижняя, потом есть столик, за который можно присесть и также отдохнуть и перекусить и если вас и это всё не устраивает, спускаетесь на 1-ый этаж в зону штурмана, где также есть ещё одна кровать - ложитесь и спите.

Столик, где можно перекусить
Столик, где можно перекусить

Конечно, Ил-76 создавался не только для того, чтобы экипаж в нём только спал, фишка этого транспортника в том, что полёты на нём могут быть продолжительными и тогда уже летят два экипажа, сменяя друг друга. Ещё одна из новинок, с точки зрения бытовых условий, появление такого пространства в герметичной зоне, где можно помыть руки и то без чего невозможно представить гражданское воздушное судно - это унитаз.

Унитаз в герметичном отсеке
Унитаз в герметичном отсеке

Конечно, на оборудованных аэродромах, промывкой и откачкой туалета занимаются аэродромные службы. Подобный туалет был и на старом Иле, теперь его обновили, но касаемо наземных служб, часто бывает, что этот самолёт садится там, где, вообще, нет никаких служб, прямо в поле, это ещё одно свойство этой машины - неприхотливость. Неважно, что на улице, зима или лето, Ил-76 способен садиться прямо на грунт и это свойство сохраняется несмотря на увеличение веса и у Ил-76МД-90А.