Найти в Дзене
History of Cars

Автомобиль, который расстрелял Элвис Пресли. Неудачная попытка создать совершенство или нет?

De Tomaso Pantera
De Tomaso Pantera была одним из самых популярных суперкаров 70-х гг. Секрет её успеха - это беспроигрышная комбинация итальянского стиля и американской мощи, уже неоднократно проверенная такими производителями, как Iso Rivolta, Intermeccanica и Bizzarrini, а также самим Алехандро де Томазо, в 1967 г. выпустившим модель Mangusta. Но если Mangusta создавалась в Модене своими

De Tomaso Pantera

De Tomaso Pantera была одним из самых популярных суперкаров 70-х гг. Секрет её успеха - это беспроигрышная комбинация итальянского стиля и американской мощи, уже неоднократно проверенная такими производителями, как Iso Rivolta, Intermeccanica и Bizzarrini, а также самим Алехандро де Томазо, в 1967 г. выпустившим модель Mangusta. Но если Mangusta создавалась в Модене своими силами, то её преемница в основном обязана своим появлением компании Ford, которая давно хотела выпустить достойного конкурента Chevrolet Corvette, но искала способы, как сэкономить на его проектировании и производстве. На этой почве Генри Форд II и Ли Якокка быстро пришли к соглашению с Де Томазо, переложив на него все конструкторские работы, но обязавшись взамен поставлять двигатели и продавать автомобили через свою дилерскую сеть. В свою очередь Де Томазо поручил разработку кузова Pantera дизайнеру Тому Тьяарде, который работал в принадлежавшем ему ателье Ghia. Позже Де Томазо продал студии Ghia и Vignale компании Ford.

De Tomaso Pantera. Источник Яндекс.Картинки
De Tomaso Pantera. Источник Яндекс.Картинки

De Tomaso Pantera унаследовала у Mangusta её среднемоторную компоновку и колёсную базу длиной 2500 мм, но вместо ненадёжной хребтовой рамы она получила стальной монокок с передним и задним подрамниками, к которым крепились двойные поперечные рычаги полностью независимой подвески на пружинах. 5.8-литровый двигатель Ford Cleveland V8 с одним 4-камерным карбюратором, мощностью 330 л.с., был установлен вплотную к задним сиденьям, из-за чего он мог сильно нагревать салон, особенно на ранних экземплярах, часто страдавших от перегрева. Сразу за ним располагалась 5-ступенчатая механическая коробка передач ZF, которая поставлялась из Германии и стоила дороже, чем сам мотор, но при этом создавала больше шума. В стандартное оснащение входили реечное рулевое управление, вентилируемые дисковые тормоза Girling с усилителем, 17-дюймовые магниевые колёса и радиальные шины Michelin XVR. Поскольку автомобиль был ориентирован на американского покупателя, он комплектовался такими экзотическими для Европы функциями, как электрические стеклоподъёмники и кондиционер.

Салон De Tomaso Pantera. Источник Яндекс.Картинки
Салон De Tomaso Pantera. Источник Яндекс.Картинки

В 1970 г. De Tomaso Pantera была представлена публике сначала в Модене, а затем на автосалоне в Нью-Йорке. Первые 75 машин, импортированные в США компанией Ford, были собраны вручную на фабрике Vignale в Турине и отличались дверными ручками в виде кнопки. В 1971 г. производство было увеличено до трёх автомобилей в день, и до конца года через океан переправили 1007 единиц Pantera. Они продавались через дилеров Lincoln и Mercury по невысокой для суперкара цене - менее $10000. Однако качество итальянской сборки оставляло желать лучшего: из-за плохой подгонки панелей кузов покрывался большим количеством свинца, а защита от ржавчины была минимальной. Со временем Ford исправил эти недостатки введением более точных штамповок, но у Pantera были и другие проблемы. Низкая крыша не позволяла садиться в автомобиль человеку с ростом выше 180 см, но и водители меньшего роста жаловались на неудобные сиденья, отсутствие места для ног и ограниченный задний обзор. Расположение прикуривателя на консоли часто приводила к его случайному включению. Возникали неприятности и с технической частью: несколько машин из первой партии вышли из строя прямо на тестовом полигоне Ford, а в музее Петерсена в Лос-Анджелесе до сих пор стоит жёлтая Pantera Элвиса Пресли, в которую Король трижды выстрелил из пистолета, когда она отказалась заводиться.

De Tomaso Pantera Элвиса Пресли. Источник Яндекс.Картинки
De Tomaso Pantera Элвиса Пресли. Источник Яндекс.Картинки
De Tomaso Pantera Элвиса Пресли. Источник Яндекс.Картинки
De Tomaso Pantera Элвиса Пресли. Источник Яндекс.Картинки

В 1971-1972 гг. американская и европейская версии De Tomaso Pantera отличались только размером задних фонарей. Двигатели у них были одинаковыми, пока в США не ввели ограничения выбросов выхлопных газов и новую систему измерения мощности. Тогда степень сжатия мотора Cleveland V8 была снижена с 11.0 до 8.6, но в качестве компенсации был установлен новый распределительный вал от блока 428 Cobra Jet. В результате мощность американской Pantera составила 266 л.с., а на европейской осталась прежней (330 л.с.), но в валовых лошадиных силах. С 1972 г. в США модель была доступна только в модификации Pantera L ("Lusso"), оснащённой чёрными бамперами на всю ширину кузова. В то же время в Европе кроме базовой предлагалась версия Pantera GTS мощностью 350 л.с. (с повышенной степенью сжатия) и чёрной окраской порогов, крышки моторного отсека и багажника. В США Pantera GTS продавалась только в 1974 г., но с обычным силовым агрегатом.

В 1975 г. компания Ford разорвала контракт с De Tomaso и прекратила импорт автомобилей в США. К тому времени было продано около 5500 единиц De Tomaso Pantera, и в дальнейшем автомобили попадали в Америку только нелегально. Дополнительные трудности вызвало снятие с производства двигателя Cleveland 351, заставившее Де Томазо наладить поставку аналогичных моторов из Австралии. Это в разы увеличило себестоимость модели, и её продажи резко упали. В 1980 г. появилась модификация De Tomaso Pantera GT5, которая имела заднее антикрыло (оно помогло улучшить сцепление передних колёс с дорогой, но снизило максимальную скорость), широкие колёсные арки и обвесы из стекловолокна. В 1984 г. её заменила Pantera GT5-S, буква "S" в названии которой указывала лишь на то, что расширители колёсных арок у неё сделаны из стали. В 1990-1993 гг. выпускалась финальная версия De Tomaso Pantera SI с модернизированным кузовом от Марчелло Гандини, оснащённая двигателем V8 302 объёмом 4942 см3. Таких машин была построена всего 41 единица, включая четыре тарги. Всего с 1970 по 1993 гг. компания De Tomaso произвела примерно 7200 экземпляров модели Pantera.

#интересные факты #история #авто #технология #спорткары #транспорт