Как медицинский работник я считаю своей обязанностью грамотно формулировать свои мысли, внушить им оптимистический взгляд на период лечения и исцеления. Это поможет облегчить состояние пациента, зарядит ментально, но при этом расслабит организм, чтобы он помог запустить процесс излечения и не нанесет дополнительный урон человеку.
В 23 года я полноценно начал сообщать диагнозы пациентам, от самых безобидных до смертельно опасных. Ретроспективно (со взглядом в прошлое), могу сказать, что неправильно подобранные слова, могут
обернуть банальный диагноз ОРВИ(в простонародье - простуда) в шоковое состояние, нанести человеку непоправимый вред. Так и случилось в один из моих туманных дней.
Сообщив 22 летней пациентке о диагнозе Целиакия (непереносимость белка глютена), у неё развилась паническая атака, а через минуту все вещи с тумбочки летали по всей палате, мне не хватило опыта и профессионализма, чтобы подобрать слова поддержки, и успокоения.
Тогда мне стало интересно: "Как сообщать неприятные известия" ?
Ниже представлен отрывок из зарубежного медицинского журнала "Мастерство общения с пациентами".
Вариант первый:
"Боюсь, что у вас цирроз. К сожалению делать операцию нельзя, пока мы не разберемся с вирусом гепатита В. Если вы согласитесь, то мы проведем экспериментальный курс противовирусной терапии. Но она все равно не вылечит вас. Мне очень жаль сообщать вам это, и конечно, мы сделаем все, чтобы максимально, улучшить ваше состояние. Но сейчас как раз подходящее время, чтобы привести ваши дела в порядок. Если вы еще не написали завещание , то это пора сделать. Потому что только 1 из 20 больных на такой стадии рака живут дольше 5 лет, а большинство умирают через 3-6 месяцев.
Мне чрезвычайно жаль говорить вам об этом, и, разумеется, мы непременно обсудим все подробнее, когда ослабнет анестезия и вам станет полегче".
Когда страшные новости сообщают вот таким образом, это лишь активизирует стресс-реакцию, а в редких случаях это способно привести к смерти пациента при отсутствии видимой причины. То есть человека вполне возможно напугать до смерти.
Вариант второй:
"У меня хорошие и плохие новости. Сначала сообщу плохие - юоюсь, что вопреки нашим ожиданиям, вирус гепатита исчерпал резервы печени и перешел в цирроз (небольшая пауза, чтобы пациент мог ознакомиться с новостью.
Нам придется сделать еще несколько анализов, чтобы удостовериться, не нужна ли пересадка органа. Следует получить эту информацию как можно скорее. Важно составить план последующих действий. Но вы должны знать: вас не придется проходить через все это одной! (Небольшая пауза.)
Понимаю, что это ошеломляющая новость, но послушайте и хорошую тоже. Хорошо то, что определенный процент больных живет 5-15 лет после постановки диагноза. У тела есть нацеливать себя на самоизлечение от недуга. И у нас есть доказательства, что люди, искренне верящие в выздоровление, имеют больший шанс выздороветь. Завтра мы обсудим варианты лечения. Но почему бы сначала не отдохнуть и не обсудить этот вопрос со своими близкими? Прежде чем я приму следующего пациента, вы хотели бы у меня что то спросить? "
Насколько по разному будет чувствовать себя человек после каждого из двух разговоров. В первом случае я бы испытал сильный стресс, неуверенность, был бы очень подавлен. Во втором случае, конечно, эти чувства тоже присутствовали, но помимо этого - ощущение поддержки,
внушения надежды, поэтапности действий, важности оптимистического настроя выходят на первый план.
Нет телесной болезни отдельной от души.
Сократ