В Москве принято очень трепетно - и даже с некоторым снобизмом - относиться к "статусу" коренного москвича.
Когда в городской жизни назревают и происходят какие-то изменения (появляются новые объекты благоустройства, вводятся платные парковки, строятся новые здания), среди недовольных нововведениями обязательно найдётся множество тех, кто скажет: "Это потому что у нас мэр приезжий, а вот если бы мэром был коренной москвич, такого бы не было!"
То есть в понимании многих горожан коренной москвич - это такой "сверхмосквич", и уж он-то точно знает, как и что здесь нужно делать. Все остальные не знают, а он знает.
Когда я вижу что-то подобное, мне сразу вспоминаются слова из известной песни Петра Мамонова. Там нет рифмы, но текст очень любопытный:
"Все так много едят,
Никто не слушает моих указаний.
Целыми днями шум, шум, разговоры.
Ооооооооооо оооо ооо!
<...>
Все нехорошие.
Только я один.
Только я один вери гуд!
Я знаю, как действовать,
Я знаю, как что всё делать,
Как держать нож и вилку,
Как пользоваться вообще всем,
Я знаю, как всё поставить на свои места!
Я только один хороший;
Я знаю.
<...>
Эх, на шею сели,
Сели, сидят и едут!"
Распространённая версия говорит, что коренной москвич - это москвич в четвёртом поколении (то есть три поколения его предков должны родиться и вырасти в Москве). Когда я ходил в школу, у нас было принято считать, что в седьмом (да, мы не искали лёгких путей), ну да не в этом суть.
Суть в том, что под коренным москвичом обычно понимают человека, предки которого некоторое значительное количество поколений жили в Москве. Этому придаётся очень большое значение.
И меня всегда это занимало: получается, определение коренного жителя столицы - это всего лишь вопрос времени, прожитого его семьёй в этом городе, без каких-либо иных условий.
На мой взгляд, это довольно легкомысленный подход, который давно устарел и нуждается в переосмыслении.
Не говоря уже о том, что он порождает ряд довольно странных парадоксов. Давайте рассмотрим 3 теоретических примера.
Парадоксы поколенческого подхода
Представьте: возьмём условного Ивана, предки которого жили в условных Хамовниках ещё со времён царя Гороха. В советские годы его переселили в условное Тушино, чтобы он работал на условном Тушинском машиностроительном заводе. В 1950-х у Ивана рождается сын Пётр, а в 1960-х Тушино становится частью Москвы.
Будет ли Пётр Иванович считаться коренным москвичом? С одной стороны - да, ведь его предки много поколений жили в Москве, и сам он живёт в Москве. А с другой стороны - нет, ведь отец Петра Ивановича Москву покинул, и он родился за её пределами. Справедливо будет считать, что счётчик московских поколений в результате этой необычной рокировки обнулился.
Или давайте представим, что наш условный Иван из Хамовников - советский дипломат. В 1950-х годах он в составе дипломатической миссии посещает Эфиопию, влюбляется там в красивую эфиопскую девушку и возвращается в родную страну вместе с ней. Вскоре у них рождается темнокожий сын Пётр.
Будет ли Пётр Иванович считаться коренным москвичом? С одной стороны - да, ведь его предки много поколений жили в столице, и сам он, как и они, в ней родился. А с другой стороны - нет, ведь его предки много поколений жили в Африке, и он - первый из своего рода, кто родился и живёт в Москве.
Давайте рассмотрим ещё один случай.
Предположим, наш условный Иван живёт уже не в советские годы, а в наше время. Его предки были выдающимися меценатами, жертвовали деньги на благотворительность и разные полезные дела. Они - гордость Москвы. Иван же - акула бизнеса, капиталист, который не ценит ни исторического наследия, ни городской культуры. Он - один из тех, кто может без сожаления разрушить ценный исторический особняк или старинный доходный дом и построить на его месте торговый центр. Ивана не интересует город, его заботят лишь деньги.
Параллельно с условным Иваном в нашем городе существует условный Маджид. Маджид приехал в Москву из Узбекистана в поисках лучшей жизни, полюбил наш город и проникся московской культурой. Он нажил не такое уж большое состояние, но так полюбил город, что как только у него появляется свободная копейка - он переводит её в один из независимых городских фондов, занимающихся реставрацией культурного наследия.
Один из них этот город ценит и старается сохранить, другой - готов разрушить до основания, лишь бы получить прибыль. Но "поколенческий подход" неумолим: созидателя он делает "чужим", "приезжим", а разрушителя - "своим", "коренным".
Абсурд и сюрреализм, не правда ли? А ведь что-то подобное происходит и на самом деле.
И как же быть?
Традиционное определение предполагает, что чем больше поколений длится семейная связь того или иного горожанина с Москвой, тем больше в нём "московскости". Тем лучше он знает, как здесь всё устроено, и понимает, как всё должно идти и в какую сторону меняться. К сожалению, это суждение ошибочно. Единственное, что даёт нам такой подход - это почву для разделения на "своих" и "чужих".
Словарь Даля определяет слово "коренной" как "изначальный, исконный" и "касающийся самых основ, корней чего-нибудь, самый главный, решающий". Записанное Далем значение идеально подходит для привязки к количеству поколений, но что если посмотреть на него с другой стороны?
Его можно перевести в культурную плоскость. Исконная культура, исконные традиции.
Почему бы не перевести в культурную плоскость и понятие "коренной москвич"? Почему бы не понимать под ним такого человека, который ценит и уважает московскую культуру, веками копившееся наследие, городские традиции, старается их воскресить, реанимировать, реабилитировать? А бессмысленную привычку считать поколения оставить в прошлом.
Ведь деление на "своих" и "чужих" давно потеряло актуальность. Нам уже не нужно отбиваться от каких-то иноземных захватчиков, которые придут к нам со стороны и разрушат наш город, уничтожат наше наследие. Уничтожение городской культуры идёт изнутри, от самих горожан, которые не имеют к ней интереса и не ценят её, не готовы выступать в её защиту. И даже от тех, которые бьют себя кулаком в грудь, стремясь доказать, что они-то и есть самые настоящие коренные москвичи, а на деле за всю свою жизнь ничего полезного для столицы не делают.
Москвичам давно пора оставить этот снобизм и перестать считать предков на городских кладбищах. Ради самой Москвы.
***
Если вам понравилась эта статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Москва большая, впереди много интересного!